Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
13:43, 28 декабря 2013

Фестиваль молодой татарской режиссуры


Пятый международный фестиваль татарской режиссуры «Ремесло+» прошёл в Казани. За историю фестиваля были опробованы разные методы его организации, на этот раз его особенностью оказалась режиссерская лаборатория под руководством известного театрального деятеля, критика Олега Лоевского.

Из девяти спектаклей профессиональных театров, участвовавших  в фестивале, четыре были сделаны гастролерами из Набережных Челнов, Нижнекамска и Казахстана. Самым, пожалуй, необычным из них был спектакль «Офис» по пьесе немецкого драматурга  Ингрид Лаузунд  в постановке молодого режиссера Фархадбека Канафина. Приезд актеров Акмолинского областного Казахского музыкально-драматического театра им.Ш.Хусаинова осложнился тем, что таможня задержала  декорации и реквизит спектакля. В Казань важные детали сценографии должны были прибыть уже после того как спектакль был сыгран, да и сам фестиваль подошел к концу, так что труппе пришлось обходиться подручными средствами. Надо отметить, и пьеса, которую выбрали казахи одна из самых сложных в современной драматургии по тематике и форме. В ней нет сюжета, отсутствуют характеры, да и людьми офисных работников,  стремящихся выслужиться перед шефом, назвать трудно. Как скорпионы  в банке, они жалят и изводят друг друга. Взяв с первых минут очень высокую, но монотонную, без всплесков и пауз, ноту, артисты продержали зрителя в напряжении до конца, что не могло не утомить. Зато спектакль вполне соответствовал природе фестиваля, поскольку стал для театра Казахстана настоящим экспериментом.  

 Удивительную работоспособность отметили критики  у нашего земляка,  Ильгиза Зайниева. На фестивале как драматург он был представлен тремя спектаклями. Внеконкурсным  «Запах полыни»,  а также конкурсным «Счастливого пути» в постановке Нижнекамского драматического театра под руководством молодого режиссера Альберта Гаффарова.  Спектакль поднимает серьезную проблему: разрушение деревни и  совершенно не схож по теме и жанру  с остроумной комедией «Мэхэббэт FM», где  автор пьесы-Ильгиз выступил еще и режиссером.

Мэхэббэт FMМэхэббэт FM

———————————————————————————————————————————————————————————————

Порадовали на фестивале молодой режиссуры и  другие казанцы.  Резеда Гарипова представила на суд зрителей и критиков  «Угасшие звезды». Спектакль по пьесе Карима Тинчурина  был восстановлен после десятилетнего перерыва. Привнести что-то кардинально новое в режиссуру исторического спектакля – задача не из легких. Между тем чрезвычайная выдержанность общего колорита спектакля и стройность ансамбля заменили все режиссерские ухищрения и кричащие своей эффектностью мизансцены. Вся пьеса поставлена и разыграна с истинно-художественной простотою и законченностью, необычайно точно передана атмосфера татарской деревни.

Угасшие звезды Угасшие звезды

———————————————————————————————————————————————————————————————

Эскиз будущего спектакля по пьесе Ю.Клавдиева под рабочим названием  «Собаки-якудза» на площадке ТЮЗа был представлен подающей большие надежды Ю. Захаровой. Юлия полна творческих идей и отличается неординарным видением  материала. Премьера спектакля назначена на март, но уже сегодня, судя по эскизу, видно, что «Якудза» должны произвести в театральном мире Казани эффект «разорвавшейся бомбы».

МатьПривлек внимание критиков моноспектакль — инсценировка по произведениям Мустая Карима «Мать». Своеобразной исповедью звучит рассказ героини. С горечью разматывает она  перед зрителями клубок своей жизни, на котором не развязать ей узел греха, совершенного в молодости.  Лейтмотивом звучит и тема бессилия чувств перед законами предков. Сценические приемы режиссера Рамиля Гараева, его игра со светом и песком придают истории философский, притчевый характер. Исполнительнице главной роли, актрисе театра Г. Камала Халиме Искандеровой,  предложили выступить на Международный театральный фестиваль моноспектаклей «SOLO».

При обсуждении спектакля «Деревенский пёс Акбай» вскрылась проблема детского репертуара.  «Как зам. директора ТЮЗа по творческим вопросам и арт-директор фестиваля театра для детей могу с полной ответственностью заявить, — сказал О.С. Лоевский, — что достойных спектаклей для детей очень мало не только в России, но и в мире. «Пёс Акбай»  не лучше и не хуже многих. Но в Татарстане мне бы хотелось увидеть спектакль с национальным героем, сказочным или современным даже не так важно».

Член экспертного совета Национальной премии «Золотая маска», театральный критик Олег  Лаевский был приглашен  еще и как  руководитель созданной в  рамках  фестиваля «Ремесло+» режиссерской лаборатории. Напомним, в Казань съехались четыре известных в России режиссера,  труппа камаловского театра, поделенная на четыре части, всего за  три дня должна была поставить эскиз спектакля по пьесе современного драматурга.  Эскизы – хотя это издание с одной стороны демократическое, с другой — специальное, ибо адресовано не зрителю вообще, а зрителю от театра, т.е. зрителю самому требовательному,- состоялись все. Чтобы приблизительно уравнять стартовые возможности,  по «условиям игры» актерам позволялось  читать тест, но никто этой «льготой» не воспользовался, все роли были выучены, пропущены через себя и  безупречно  сыграны.

Деревенский пёс Акбай pes_akbai1

———————————————————————————————————————————————————————————————
«Эскиз-упрек» можно назвать отрывок из пьесы «Нужен перевод» ирландского драматурга Б. Фрила, поставленный режиссером Родионом Букаевым, превратившим в сценическую площадку  декоративный цех театра. Пьеса глубока и многогранна, взяв в разработку линию мессианизма англичан по отношению к северным ирландцам, режиссер намеренно зачернил лица жителей острова, но высветлил их души, сделал акцент на их стремлении к  знаниям. Особый шарм придавало эскизу то, что герои объяснялись на двух языках,татарском и русском, как было задумано автором, который имел ввиду, конечно, ирландский и английский языки. Нигде в России, где эта пьеса была поставлена, на двух языках она не игралась. Конец у пьесы грустный, говорящий, что нельзя надеяться на взаимопонимание и на продуктивный диалог  с теми, чьи взгляды поражены великодержавно-шовинистической проказой.

Вопрос  имеем ли мы право говорить о пороках какой-либо нации, как о присущих ей изначально и фатально неизбывных, задаёт в своём эскизе и  режиссер Денис Хуснияров, инсценируя пьесу Анны Батуриной, «Кафе Шарур» (Шарур — в переводе «мост над адом»), где главная героиня становится мишенью для придирок, потому что она «монголоид». Трудно сказать, на счастье или на беду, но до Дениса еще никто не ставил эту пьесу на сцене. Молодой режиссер за тот краткий срок, что был ему отведен, нашел интересную форму спектакля, закольцованный ритмический рисунок производит эффект  красноречивого высказывания, врезается в память. Большая заслуга в этом актеров, без четкой и слаженной работы которых эскиз бы не состоялся.

Вынесла на своих плечах спектакль с огромными монологами, раскрылась в новом амплуа актриса Ильсия Тухватуллина в спектакле «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович, который ставил Дамир Салимзянов. Эгоцентричная  бизнесвумен, выросшая из лихих 90-х,  безответно влюблена в юношу, а тот бросает её. Эскиз игрался в пышных интерьерах фойе театра, в которых бродит неприкаянно, страдает и беснуется главная героиня.  

И наконец, четвертый эскиз по пьесе «Поминки по-эстонски» по пьесе Андруса Кивиряхк  превзошел все ожидания. Сухомятку сюжета режиссер Александр Огарев сдобрил шутками, комичной игрой актеров и энергичными танцами. Главный герой, глазами которого мы видим всю историю, в силу молодости и переполняющих его чувств, а он приехал на поминки своего деда прямо со свадьбы и готовился отправиться в свадебное путешествие в Африку, не может думать о смерти, ему не понятны заботы его родных о доме деда, который обветшал, устарел, но любим как родовое гнездо его родственниками. История получилась как в жизни, когда грустное и смешное ходит подруку. Такая жизнь и такая убедительность могут идти только от таланта режиссера и актерского ансамбля.

Так что, не надо быть гепероптимистом, чтобы отметить, что  труппа театра, поставив своей задачей избавиться от штампов и встряхнуться, достигла гораздо большего, раскрыв свой богатый потенциал.  Подводя итоги, главный режиссер театра Фарид Бикчантаев с облегчением сказал своим питомцам-артистам: «Я не признавался вам, об этом знали единицы, я сильно переживал, ведь на карту была поставлена честь нашего театра.  Но когда работа лаборатории началась, я , как Мороз-Воевода, обходя свои владения, радовался вашим успехам, а еще тому, что каждый из режиссеров признавался мне, что именно ему достались лучшие актеры нашей труппы, лучшие работники обслуживающих цехов, а это значит, что все вы — лучшие!»

Критики же, Надежда Стоева из Петербурга и Анна Степанова из Москвы выразили пожелания, чтобы эстафета лаборатории была  подхвачена молодыми и смелыми руками и, приехав в следующем году на VI международный фестиваль «Ремесло», они обнаружили больше режиссеров хороших и разных.

Фото с сайта kamalteatr.ru

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+