Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
20:51, 05 сентября 2017

Гению восемьдесят! Ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского в рамках казанского кинофорума.


Ретроспектива Андрея Кончаловского в дни фестиваля мусульманского кино приурочена 80-летнему юбилею выдающегося режиссера. Пять фильмов увидят поклонники его таланта на экранах кинотеатров «Киномакс.Тандем» и «Мир». Все картины разные по теме, манере авторского повествования и жанру, каждая замечательна по-своему.

Ретроспективу в «Киномаксе» 5 сентября в 18:30 откроет дебютный и судьбоносный фильм Андрея Кончаловского «Первый учитель» (1965). Именно с него, молодой, но уже перспективный, режиссер начал свою творческую карьеру после окончания режиссерской мастерской знаменитого М. Ромма при ВГИКе. История учителя приехавшего в свой родной аул сразу после гражданской войны, чтобы учить крестьянских детей грамоте, снят по повести Чингиза Айтматова.

Встреча с артистом, Владимиром Конкиным, станет подарком для зрителей и участников казанского кинофорума 6 сентября, в «Киномаксе» сразу после просмотра фильма «Романс о влюбленных» (1974). В.Конкин, чрезвычайно востребованный в годы создания киноленты актёр, ставший популярным после киноэпопеи «Как закалялась сталь», сыграл в этой картине роль второго плана-младшего брата главного героя. Сам фильм в своё время был оценен критиками и зрителями далеко неоднозначно. Нехитрая история влюблённых Тани (Елена Коренева) и Сергея (Евгений Киндинов) поделена на две контрастные части. Первая — яркая, музыкальная, поэтичная, где герои самозабвенно любят друг друга и говорят об этом громко, и даже возвышенно-пафосно. Вторая – черно-белая, мрачная, безжалостно-депрессивная. Глупец тот, «кто душу выставляет напоказ», — считает М.Таривердиев, но герои, кажется, не знают этой истины. «В работе над «Романсом о влюбленных», — вспоминает сам режиссер в своей книге, — меня вела мысль: «А что если стать на самые высокие театральные котурны и попробовать с них не свалиться». Именно «театральщину», шекспировские страсти, да еще попытку создать ремейк на советский лад «Шербургских зонтиков» ставили в вину съемочной команде «Романса о влюблённых». Однако, безусловно, перед нами не бытовая история, и у зрителей есть возможность составить собственное мнение о картине.

«Романс» — мюзикл, герои, от переполняющих их чувств зачастую, не говорят, а пропевают слова, в большом количестве в нём звучат песни в исполнении А. Градского, над белым стихом работал Б.Окуджава. Интересен фильм и с точки зрения существования в нём актёров. Кроме уже упомянутых В.Конкина, Е.Кореневой и Е.Киндинова, в нём заняты И.Смоктуновский, Е.Солодова, И.Купченко, И.Саввина и А.Збруев. Картина удостоена премии «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах.

Недавно созданный фильм А.Кончаловского «Рай» (2017) будет показан в кинотеатре «Киномакс» 7 сентября, также в 18:30. Критики оценили картину как «суровый взгляд на ужасы нацизма». Главные герои фильма — русская эмигрантка Ольга, аристократка, участница французского Сопротивления (Юлия Высоцкая), француз-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен) и немец Хельмут, дворянин, высокопоставленный офицер СС (Кристиан Клаус). Ольга живет в Париже, оккупированном немецкими войсками. Во время облавы она пытается спасти двух еврейских мальчиков, и ее арестовывают нацисты. Дело Ольги ведет Жюль. «Я очень боюсь боли! – признается княжна, — Я себя ненавижу, когда страшно! Такое животное состояние! Мне кажется, если бы он просто замахнулся, я могла всё рассказать!» Испугавшись грозящих ей пыток, Ольга предлагает ему себя, но попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает мальчиков, спасая которых попала в беду, — жертва её оказалась напрасной. Здесь она научится не бояться боли, познаёт все ужасы превращения человека в животное, — словно стая ворон, её соседки по бараку нападают на труп умершей женщины, чтобы «урвать» себе, хоть что-то от её скудного богатства. Здесь же судьба сводит её с Хельмутом, который еще до войны встречал русскую княжну в Крыму и был безнадёжно влюблен в неё.

В документально-игровой манере А.Кончаловский, снимает фильм про нацизм с позиции сегодняшнего дня. Хельмут, дворянин, истинный патриот Германии, рассказывает, как и почему он, как многие другие немцы, поверил Гитлеру. «Это трудно объяснить! Это нужно чувствовать, — искренне говорит он, — его речь – это не просто слова, они касаются души! У меня было ощущение, что на волне ослепительного света меня выносит из пучины! А еще, что великая идея нашла великого человека. С ним мы могли возродить Германию, построить новый мир – рай для нашего народа!» Амбивалентность чувств героя кроется в том, что нацизм с одной стороны его вдохновляет, с другой ужасает. Это чувствуется, когда он рассказывает о пульсирующей под ногами земле, в которую зарыты еще живые жертвы газовых камер и расстрелов. «Глобальное зло никогда не бывает простым, у него всегда очень сложная природа»- поясняет сам режиссер свою мысль.

Все герои фильма «Рай» мечтают о рае, каждый по-своему, но все приходят к выводу, что их представления о нём ошибочны. «Не бывает рая без ада». Построенное на нюансах киноповествование заставляет обращать внимание на, казалось бы, случайные вещи: мимику героев, жесты, одежду, манеру выражения эмоций и даже на вспышки лампы…

Режиссура А.Кончаловского и игра актрисы Юлии Высоцкой в фильме «Рай» признаны лучшими на многих фестивалях России и за рубежом.

В кинотеатре «Мир» 7 сентября в 17:00 в рамках «Ретроспективы» будет показан фильм «Белые ночи Алексея Тряпицына» (2014). Снятый в документальной манере, он посвящен богом забытым деревенькам России, каких в нашей стране великое множество. Когда-то, в «эпоху, которую условно можно назвать эпохой социалистического романтизма», в них кипела жизнь. Жители этих деревень, как и все «представители этой эпохи отличались трудолюбием, честностью и терпением», на их долю выпала коллективизация, индустриализация и война, но не трудности определили их существование, а то, что эти люди страстно «хотели жить, пахать, рожать и сажать». Сейчас время другое, «пенсию платят, в магазинах всё есть», но деревни хиреют. Из-за удаленности от городов и бездорожья люди живут, а точнее, существуют, как будто сами по себе, отдельно от государства. Неслучайно, телевизоры в их домах с их бесконечными шоу, где обсуждаются уместность белых воротничков на платьях и формы оправ, смотрятся в пространстве деревенского быта дико и чужеродно. Им бы проблемы столичного нобилитета! Здесь женщины обходятся без мужиков, мужики спиваются, некогда шумная школа в руинах, даже фамилии у людей самые что ни на есть прозаичные: Капустина, Овчинникова, Тряпицын.

Единственным представителем государства в подобных краях становится почтальон. Тряпицын  — главное связующее звено между немногочисленными жителями заброшенной архангельской деревеньки и цивилизацией.

Наше знакомство с героем происходит в первые минуты фильма. Сам Тряпицын раскладывает на пёстрой клеенке фотографии, несколько из которых сделана на «Palaroid», и из его комментариев мы понимаем всё про него и его жизнь: начинал семейную жизнь, — не заладилась, занимался фермерством, «боролся с проклятой водкой», лишился фаланги большого пальца, одного за другим, хоронил соседей. Жизнь его напоминает «день сурка». Каждый день начинается одинаково, тапочки возле кровати, щелчок телевизора, утренние процедуры. Один из его друзей скажет грустно: «Вся жизнь прошла в терпении, казалось, там где-то, за горизонтом жизнь сиреневая, алая, словом, хорошая. <…> Иной раз лежишь, и такая тоска найдёт, до смертоубийства!» Неслучайно визуальным слоганом фильма можно назвать картину, где Алексей, его друг и темно-серый кот одинаково, сгорбившись, сидят на бревне и смотрят вдаль, а за их спинами, где то, и близко и недосягаемо далеко, взлетает в космос ракета.

Только двое привезенных актёров было задействовано в киноэксперименте Андрея Кончаловского: актриса Коляда-театра Ирина Ярмолова, с её помощью формируется намёк на любовную линию, и мальчик, Тимур Бондаренко, по сюжету её сын, большинство же героев, включая алкоголика Витьку Колобка, играли сами себя. Картина была участником конкурсной программы 71 Веницианского кинофестиваля в 2014 году и получила премию «Серебряный лев».

Завершающим аккордом ретроспективы А Кончаловского станет прекрасный образец стиля, — фильм «Дворянское гнездо» по одноименному роману Ивана Сергеевича Тургенева, который будет показан 9 сентября в кинотеатре «Киномакс.Тандем» в 18:30. История любви юной Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого была снята режиссером в канун 150-летнего юбилея со дня рождения русского писателя. В своё время роман принес тому популярность в широких кругах читателей. По словам П.В. Аненнкова, литературоведа и современника Тургенева, именно после его публикации «начинающие писатели приносили писателю свои произведения и с трепетом ждали его приговора». Интересно также, что роман стал «яблоком раздора» двух писателей: И.Тургенева и И.Гончарова. Последний обвинял своего коллегу по цеху в плагиате. Он де озвучил идею — историю девушки, которая в финале уходит в монастырь, как это происходит и с героиней «Дворянского гнезда».

В своих произведениях И.Тургенев не переставал развивать мысль, что любовь – чувство стихийное, а попытки подвести его под знаменатель рациональности, по меньшей мере, бестактны. Лиза и Лаврецкий проникаются симпатией друг к другу, беседуя о личном счастье, о долге, о своём месте в жизни. Но признаться в нахлынувшем чувстве не решаются не только друг другу, даже самим себе, главным образом, потому, что Федор Иванович не свободен.

Сам режиссер не вполне доволен своей работой, между тем, барочная постановка известного каждому культурному человеку произведения, напоминает некое подобие живописи маслом, так ярки краски, так точна атмосфера уходящего лета, а вместе с тем отмирающего дворянства, так филигранно разнятся ритмы существования парижских салонов и русской провинции. На роль жены Лаврецкого, своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины, была приглашена польская актриса Беата Тушкевич. Звезда называет роль Варвары одной из лучших своих ролей. Ученицей вахтанговского училища пришла на кастинг «Мосфильма» Ирина Купченко, роль Лизы открыла её как киноактрису – её спокойная грация идеально совпала с задумкой И.Тургенева. Леонид Кулагин, исполнивший роль Лаврецкого похож, хоть и отдалённо на самого писателя, как и главный герой, которому приписывают многие черты самого И.Тургенева. Кстати, творческая встреча с актёром-исполнителем главной роли, состоится сразу после просмотра фильма.

До старта фестиваля мусульманского кино и ретроспектив в его рамках остаются считанные часы. Советуем Вам не пропустить это событие, настоящий праздник кино, который случается в таком масштабе всего лишь раз в году.

Фото: TheRussianTimes

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+