Вторник, 23 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Вторник, 23 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
19:14, 22 сентября 2013

Изначальное вечное Дениса Осокина


denis-osokinВ Казани прошли первые показы фильма «Небесные жёны луговых мари» по сценарию Дениса Осокина, нашего талантливого земляка-самородка. Денис родился в Казани, закончил филологический факультет Казанского университета, работал редактором творческого объединения «Панорама» на телеканале «Новый век» (Казань), он автор и режиссёр цикла фильмов «Солнцеворот» о традиционной культуре народов Поволжья, руководил казанским Центром русского фольклора, в настоящее время приглашён читать лекции в КГУКИ.

Накануне выхода в широкий прокат фильма Денис дал мастер-класс под названием «Как написать успешный сценарий». Правда, автор нашумевших, метафоричных «Овсянок» говорит, что киносценарий не его формат. В гораздо большей степени он считает себя поэтом и прозаиком. Кино вошло в жизнь Осокина неожиданно. Режиссер из Екатеринбурга, Алексей Федорченко, прочитав его повесть в сборнике произведений лауреатов и финалистов премии «Дебют», специально приехал в Казань, чтобы познакомиться с ним. С тех пор в постоянном сотрудничестве они сняли несколько работ: документально-художественный фильм «Шошо» («Весна») о жрецах традиционной марийской религии — картах; документальный -«Ветер Шувгей» о следе, который оставили болгары в Удорском районе Республики Коми; «Каратаи — песни на ветру» об уникальной ветви мордвы; полнометражный игровой проект «Овсянки», повествующий о нравах и обычаях древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, растворившись среди восточных славян. «Все эти картины, — пояснил Денис Осокин, — не столько фильмы о малых народах, сколько размышления об общечеловеческих проблемах, написанные с помощью красок этноса. События развиваются на фоне поселка, города, народа, локальные проблемы, переживания достигают чуть ли не космического масштаба».

Таковы и «Небесные жены луговых мари». Литературная основа фильма — сборник новелл Д.Осокина, написанных в прозе. Из тридцати восьми были отобраны двадцать две новеллы, они и составили смысловой кристал «Небесных жен». Новеллы о женщинах, чьи имена начинаются с буквы «О». Окалче, Овроси, Ошалге, Оня, Оропти, Осика, Олика, Оканай и др. Сколько женщин, столько историй о любви. О том, что все мы, живущие на свете, в какой-то степени испытываем это чувство. Это повести о чём-то изначальном и вечном одновременно, об инстинкте продолжения рода, рассказанные удивительно поэтическим языком, которым в совершенстве владеет сценарист, с мастерством художника, скупыми изобразительными средствами умеющего создать почти неуловимую, но точную атмосферу мира луговых мари. Не все новеллы можно назвать целомудренными, но они удивительно жизнерадостны, а гиперреализм в них парадоксальным образом сплетён с фантазией, и даже фантасмогорией. Действие фильма захватывает все времена года. Это своеобразный калейдоскоп марийских традиций, языческих праздников и обрядов, причем режиссер и сценарист убедительны даже в мелочах. Так, в сюжет фильма умело были вставлены документальные съемки моления в священной роще и настоящей гадательницы на поясе. Также произведениям Осокина характерен свой неторопливый ритм, чаще созвучный природе. Он и прозу пишет, избегая заглавных букв, точки ставит не по правилам орфографии, а в соответствии со своим внутренним метрономом. Когда он сам читает свои новеллы, кажется, что дует ветер, шелестит трава, журчит лесной ручей, эту поэзию он привносит и в фильмы,превращая их в киноповествование.

osokin Рекомендации Дениса Осокина о том, как написать успешный сценарий, свелись к простым, на первый взгляд, вещам, к трём китам, на которых стоит сегодня сценарист в кинематографе. И первый кит это умело составленная заявка на фильм. Она должна быть немногословной. «Режиссер, как правило, человек тонко чувствующий литературу, – делился опытом автор со стажем, — Но задача сценариста своим сюжетом посильнее ранить его». Второй кит – подкупающая честность и искренность сценария. А этого можно достичь только в том случае, если пишешь о себе, о своих впечатлениях, пусть не глобальных, но интересных, тех, с которыми хочется поделиться. «Часто отправными точками в моей работе, — признался Денис, — бывают народные песни. По мудрости, силе воздействия они не сравнятся ни с чем». И кит третий – готовность сценариста менять текст, подстраиваться под виденье режиссера, оператора и технические возможности съемочной группы. «Я не вижу иного пути! – говорит Денис Осокин, — В литературе я никому не позволю слова поменять местами, запятую поставить иначе. Но проза и сценарий — противоположные жанры, и если сценарист не готов к динамике, он не будет успешен. Никто не захочет калькировать литературный текст в кино. А между тем в кинематографии больше шансов донести авторские смыслы до человечества. В прозе или стихотворении с неба могут внезапно упасть веревочные лестницы, в кино же герои, сидя на берегу, могут лишь рассуждать об этих лестницах, но артисты и живая картинка смогут сделать это не менее сильнодействующим».
Важным считает Д.Осокин ответственное отношение к сюжету, сценарист, по его словам, должен идеально ориентироваться в теме, в пространстве. Всё время съемок он находится на съемочной площадке и в любой момент готов пояснить творческой группе как, например, нужно вести себя в священной роще, в деревнях, как нужно говорить с людьми о смерти.

Ответственность, честность и фантазия отличают фильмы Дениса Осокина, позволяют говорить о его творческой аутентичности. Они про всех, но не для всех, поэтому и разделяются зрители после просмотра его картин, как правило, всего лишь на две партии: на тех, кто восторгается, и на тех, кто клеймит и обличает, золотой середины во мнениях, а значит равнодушных, не бывает.

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+