Вторник, 19 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Вторник, 19 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
19:35, 13 августа 2018

Казанский актёр  сыграл отца Нуреева в  фильме Рэйфа Файнса


Казанский актёр Владимир Никитин снялся в картине известного английского режиссера Рэйфа Файнса   «Белая ворона». Фильм – посвящение  периоду становления, жизни и творчеству всемирно известного танцора Рудольфа Нуреева. 

Британского  актёра  и режиссера Рэйфа Файнса можно назвать одним из лучших актёров нашего времени, что собственно подтверждает большое количество театральный и кинематографических премий. В послужном списке пятидесятипятилетнего актёра с успехом сыгранные  роли самого широкого спектра, от пылких возлюбленных,  в фильмах «Грозовой перевал», «Английский пациент»  до одержимых тиранов в картинах «Список Шиндлера», «Красный дракон» и «Гарри Поттер». Рэйф выходец из творческой  семьи.  Практически все из его пяти братьев и сестер имеют отношение к кино: брат Джозеф исполнил роль Шекспира в оскароносной мелодраме «Влюбленный Шекспир»; другой брат, Магнус — композитор; сёстры Софи и Марта — кинорежиссеры. В фильме Марты «Онегин» Рэйф играл заглавную роль. Сам Рэйф обучался актёрскому мастерству в Королевской академии драматического искусства, долгое время играл в труппе  Королевского шекспировского театра. Интерес Рэйфа к России и русской культуре можно назвать, трепетным. Неслучайно, Вера Глаголева, задумав снимать фильм «Две женщины» по произведению И.Тургенева «Месяц в деревне», настояла на том, чтобы  роль Ракитина играл именно он. По отзывам самой Веры Витальевны, актёр снимался с удовольствием и даже потратил уйму времени, чтобы выучить русский язык и самому озвучивать своего героя. 

Свой новый режиссерский проект Рэйф Файнс анонсировал еще в 2015 году. К его созданию он подошел очень серьёзно, в работе задействованы лучшие  специалисты мира. В роли Рудольфа снялся премьер Казанского театра оперы и балета Олег Ивенко,  ещё несколько российских артистов балета составили его окружение. Среди них: солистка Большого театра Анастасия Меськова и уроженка города Томск Анна Поликарпова, прима-балерина Гамбургского балета. Также в фильме снялись Чулпан Хаматова, Сергей Полунин. Сам Рэйф Файнс также появится в фильме в роли  Александра Пушкина, бывшей звезды Кировского балета и наставника Нуреева в Ленинградском хореографическом училище.  Роль отца Рудика, Хамита Нуреева, поручена казанскому актёру Владимиру Никитину. 

«Предыстория такова, — рассказывает актёр, — что лет пять назад у меня в квартире раздался телефонный звонок. Неожиданно  мне предложили сняться в фильме Звягинцева, речь шла о «Левиафане». Это было в конце августа, а в сентябре у нас в театре юного зрителя были назначены  гастроли. Времени оставалось совсем немного. Я подумал о своих коллегах, о режиссере, который вряд ли сможет найти мне замену перед самым открытием сезона,  и, честно говоря, немного испугавшись, что не справлюсь…, словом,  я сказал «нет», о чём потом, особенно, когда «Левиафан» вышел на экраны, конечно, много думал,  и очень сожалел. Хотя в тот момент, ну просто, не мог поступить иначе!» 
Реализованные шансы, как правило, забываются, упущенные – помнятся до конца жизни. Осознавая всю ценность того подарка судьбы, который он упустил, поддавшись первому порыву и чувству долга, Владимир пообещал себе, что если еще представится шанс, его не упустит. И всё же, когда ему, опять же неожиданно позвонили, в первый момент был готов отказаться. На этот раз  это был кастинг директор  петербургской кинокомпании «GLOBUS FILM», Татьяна. «Владимир, мы хотели  вам предложить не главную, небольшую, но одну из ключевых ролей в фильме  «Белая ворона» -прозвучало в трубке. «Это название ассоциировалось  с каким то сериалом, – делится актёр, — «Но самое главное, — добавила Татьяна, — режиссер этого фильма Рэйф Файнс».  И тут я онемел. – говорит актер, -Рэйф Файнс — это же глыба! У него и брат талантливый, а он вообще – супер! Я едва мог выдавить: вы шутите или что?!» 

«Нет, это не шутка! – послышалось  на том конце, — он хочет с вами встретиться, поговорить! Готовы ли вы вылететь в Москву сегодня?» Теперь Владимир уже не задумывался ни секунды, сказав уверенно: «Могу!» 

 Первая встреча с известным британским актёром и режиссером произошла на  площадке «Мосфильма». В тот памятный день, Владимир был в компании с одной из актрис камаловского театра. «Не буду называть ее имени, вдруг ей будет неприятно, — говорит Владимир Никитин, — ведь она не прошла пробы, что-то там не срослось, очень  жаль! Очень милая девчонка, она так расстроилась!»

О том, что приглашение казанских актёров было не совсем случайно Владимир узнал от кастинг директора. Оказывается, в Казань был выслан десант. Доверенные лица режиссера  погуляли по городу в поисках подходящих локации, организовали кастинг на главные и второстепенные роли.  Особое внимание было уделено нашему флагманскому, татарскому драматическому, театру им. Г.Камала. Но там не нашлось той фактуры, которую искали представители Рэйфа Файнса на роль отца главного героя – Нуреева старшего. И тогда они открыли  сайт русского ТЮЗа, где и нашли фотографию актёра Владимира Никитина. 

 Сам Рэйф Файнс в Казань не приезжал, но очень  интересовался нашим городом. «Он много расспрашивал  о Казани, об ее истории, о менталитете нашего народа, ему было интересно всё!» — рассказывает Владимир. 

О своём первом впечатлении от режиссера актёр говорит так: «Я привык  видеть его на экранах высокобюджетных, высококлассных фильмов, а тут выходит такой усталый, даже изнеможденный, коротко стриженный, полуобросший человек, в котором я с трудом узнаю Рэйфа Файнса. Приятно поразило, что поздоровался со мной по-русски.  Потом, на кастинге, на съемках, он был просто великолепен. Я только позже узнал, что он королевских кровей, но это чувствовалось. В высокой степени интеллигентный, деликатный, тонкий человек. Я понимаю Веру Глаголеву. Будь я женщиной, я бы обязательно в него влюбился. Всё очень подробно и доступно объяснял. Ни разу не закричал, хотя, естественно, у меня не всегда все получалось с первого дубля…». 

Вылетать «прямо сегодня» Владимиру Никитину пришлось еще пять раз.  Теперь уже не в Москву,  в  Питер! Несколько встреч заняла кастинг-примерка отца с сыном. Мальчиков, претендующих на роль двенадцатилетнего Рудольфа,  отсматривали вместе с Владимиром. Режиссер ставил задачу: «Поговори с этим мальчиком, но ты должен быть суров и немногословен! Говори с ним так, как говорил бы  Хамит Нуреев, как с будущим мужчиной, военным. А я посмотрю со стороны».  Мальчиков было около тридцати,  в большинстве своём, ученики хореографических училищ, были среди них и татары. Режиссер выбирал очень дотошно, вглядывался в каждого из них.  «Сам Рэйф Файнс, как актёр – штучный товар, и фильмы создаёт такие же!» — уверенно говорит актёр. Потому и сам он очень старался: «Я понимал, что не могу подвести этого человека, проект, в котором я занят. Признаться, груз ответственности на мне был нешуточный!» Рэйф попросил выучить  несколько фраз на татарском языке, и актёр обратился к коллегам, учился правильному произношению у носителей языка.  Но когда  отослал режиссеру видео, получил ответ: «Володя, я понял, мне это не нужно. Мне нужен твой фэйс, глаза, а они у тебя такие выразительные!» 

Сложность работы над образом Хамита Нуреева  состояла, главным образом, в том, что об этом периоде неповторимого танцора книги дают очень скудную информацию. Доподлинно известно только одно: Хамит очень гордился сыном. «Аллаху и мне было угодно, чтобы ты родился мальчиком, вспоминал уже взрослый Рудольф слова отца, — Ты должен хранить сестер и мать». Однако, даже по обрывочным сведениям Владимир стремился вникнуть в обстоятельства жизни своего героя, понять мотивы его поступков, найти узловые точки. «Из книг я понял, что Рудик был довольно дерзким юношей, — говорит Владимир Никитин, — а его отец, мой герой, хотел, чтобы он был обычным советским парнем, быть может, военным, и потому, пытаясь гнуть в свою сторону, по-своему давил на него, противился его увлечению танцами».  

Параллельно с пробами в каждый приезд с актёра снимались мерки, примерялся костюм – офицерский китель и шинель. Костюмы для фильма шили портные из Франции. «С костюмом вышел небольшой курьез! – усмехается Владимир Никитин, — У меня была портупея ну уж больно красивая. Рыжая какая-то. Она из тех времен, но к моему костюму не подходила. Я высказал свои сомнения Рэйфу, мол, мой герой уже демобилизовался, вряд ли у него было оружие. Сначала с меня сняли эту кобуру, да и портупею, но потом вновь надели, объяснив, что так красивее». За пару дней до съемок Владимира пригласили в Петербург. Казанского актёра поселили в шикарном отеле  «Астория»,  в шаговой доступности от Марсова поля и других достопримечательностей северной столицы.  «Откровенно говоря, мне польстило такое внимание к моей скромной персоне, ведь мне отводилась в фильме далеко не главная роль!» — улыбается Владимир Никитин. 

Когда всё было готово. Выехали на место съемок в местечко Новая Ладога, что в  90 км от Санкт Петербурга. Перед съемочной группой стояла задача: создать условия приближенные к посёлку под Уфой. Должен был сниматься  эпизод о том, как Хамит привел сына в лес, разжег костёр, сказал: «Сиди здесь, жди меня!», и оставив мальчишку  одного, ушёл охотиться. «Видимо он воспитывал  у парня силу воли, мужской характер, — комментирует актёр, —  и  сидел этот мальчишка до темноты у костра, боялся волков, медведя…». 
На месте  Владимир нашел огромный шатер. Впечатление  в первую минуту было безрадостным. Ветер с Ладоги дует, холодно,  четыре утра, спать хочется. Ему указали на большой шатёр, мол, там завтрак. «Я вошел, а там  человек двести,  все, все, все. Тепло, столы накрыты, речь повсюду, и итальянская, и французская, и английская, сам Рэйф Файнс был там. Поздоровались, перекусили, меня проводили в вагончик. Опять же я почувствовал себя значимым, там было буквально всё необходимое: диванчик, кровать, зеркало, душ, санузел… Уровень организации просто потрясающий. Несмотря на то, что съемки в лесу, у нас ни разу ничего не сломалось, не отключилось. Место колоритное! Представьте, дикий лес, какая-то заброшенная церквушка, а  вдалеке лес. И в самый нужный момент пошел крупный пушистый снег, просто сказка!». 

С партнёрами тоже повезло, признается Владимир Никитин. Роль его супруги по фильму, матери Рудольфа, сыграла московская актриса Равшана Куркова.  Как более опытная киноактриса, она взяла инициативу на себя и во всем помогала казанскому актёру. На съемку эпизода возвращения Хамита с войны отводилось два дня.  Вообразив, как должен встретиться мужчина с женщиной, о которой думал  всю войну, первые дубли актёр отыграл экспрессивно. Но режиссер настоял на другом варианте «Ты угрюмый, молчаливый, суровый человек!»  А еще Рэйф требовал, чтобы оператор снимал всё подробно. «Детально снимал руки, – вспоминает актёр, — Вот руку здесь несколько ослабь, а здесь, наоборот, сожми.  Также подробно — взгляд на  сына. В этом тоже чувствуется профессионализм, то, что человек очень серьезно относится к тому, что делает. Ему важно всё. Не знаю, как это будет выглядеть на экране, но даже сам процесс для меня был захватывающим».  

Мальчик, игравший  Рудика, в детстве также был подобран идеально. «Хороший мальчишка, толковый, что и как схватывал на лету! – говорит Владимир, — мне кажется, он даже очень похож на Нуреева в детстве, если судить по общей фотографии, где снята вся семья». 

Актёры редко нравятся себе на экране, известны случаи, когда те вообще не могут смотреть фильмы со своим участием.  Когда Владимир Никитин увидел кусочки фильма во время озвучки, был поражен. «Я готов был провалиться. – рассказывает он, —  Такой персонаж…Сравнимо… Вот Герман-старший любил снимать людей с улиц, я себе именно таким показался. Одно только утешает — Рэйф, актер и режиссер такого уровня, знает, что делает.  Он осознанно выбирал лица и фактуру. И его ассистент подтвердил, что Рэйф искал именно такое лицо, и то, что нужный облик соединился с актёрскими способностями, считал находкой для себя. А уж что касается меня, так, возможно, в моей жизни это самая большая удача. Я всё думаю, как же так звезды сошлись, что именно меня выбрал артист и режиссер мирового уровня». 

Сегодня работа над фильмом завершена. Нам остаётся ждать премьеры фильма «Белая ворона» с  казанскими актёрами на больших экранах страны.  

А пока, в конкурсной  программе Международного фестиваля мусульманского кино мы увидим фильм «Мулла», снятый  режиссерами Амиром  Галиаскаровым, Рамилем Фазлиевым, по мотивам одноименного произведения татарского драматурга Туфана Миннуллина.  В этой картине Владимиру Никитину вновь была отведена «не главная и небольшая роль», которой, впрочем, можно обозначить кульминацию сюжета. В фильме в негласное соперничество вступают два человека. Только что прибывший в деревню мулла, несущий сельчанам свет мудрого и вдумчивого понимания Бога, и местный авторитет – бизнесмен, который много лет до появления священнослужителя негласно управлял селом, поощрял и наказывал, давал заработок и «разруливал» проблемы. У каждого героя своя правда. Лёд непонимания растопит приезд к бизнесмену друзей-афганцев, одного из которых сыграл Владимир Никитин. Пикник однополчан выглядит очень естественно. Владимир  непринужденно жарит шашлык в саду у хозяина и, между делом, обсуждает создавшееся в селе положение. Видимо, проговорить проблему для бизнесмена было немаловажно, да и пришедший так вовремя мулла, не испугавшись троих солдат,  в корне изменили противостояние.  

Фото предоставлено В.Никитиным

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+