Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
16:43, 11 ноября 2012

«Мост дружбы» двух культур


Праздником души и танца  стал субботний вечер на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, где  состоялся совместный концерт Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. Годенко и Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

Несмотря на то, что оба творческих коллектива можно назвать старейшими, ведь сибирский ансамбль открыл 53-й сезон, а ГАПиТ в этом году отмечает 75-летие, на сцене они встречаются впервые.

Ансамбль танца Сибири с января 2010 года возглавляет В.Б. Моисеев, внук Игоря Александровича Моисеева, того самого человека — легенды, который в 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР В. М. Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца и отдал своему делу ни много, ни мало семьдесят лет. Природа не пожелала отдохнуть на детях великого артиста, напротив, она щедро наградила его потомков талантами танцовщиков и педагогов. Сегодня коллектив, возглавляемый В.Б. Моисеевым, находится в прекрасной концертной форме, регулярно с большим успехом гастролирует по городам и весям России и за рубежом. Сибирь населяет большое количество разных народностей, что даёт, по словам самого художественного руководителя Красноярского ансамбля, неисчерпаемый источник вдохновения для народного танца. 

Открыли концерт хозяева, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан  татарским танцем, его сменила лирическая песня в исполнении засл. артиста РТ Рамиля Миннигалеева. О чём была его песня, даже для людей недостаточно владеющих татарским языком не было загадкой, так проникновенно можно петь только о любви. Лиричную ноту  другой песней подхватила солистка ансамбля Чулпан Салимуллина, её голосок, то звонкий, то льющийся, напоминал журчание чистейшего родника. Под стать были и танцы ансамбля, уводящие зрителя то на мальчишник, где бойкие юноши хвалятся своим искусством, выделывая головокружительные коленца и невероятно высокие, затейливые прыжки. То на поляну, где хорошо поработав, парни и девушки от души наслаждаются танцами. То на праздничный сход, где змеями-искусителями вьются перед девушками джигиты, а те, и смущаются, и отвечают им игривыми выходами. Хореографам и артистам удалось точно воплотить в танце характеры и национальные традиции татарского народа. Вдали от глаз родителей девушки еще дерзки, они не без удовольствия подшучивают над парнями. А в танце же, напоминающем свадебный пир, вчерашние озорницы уже едва поднимают глаза на женихов, перед нами настоящие татарские красавицы с их плавностью движений и неторопливостью. В татарском ансамбле песни и танца, хор танцует, а танцоры поют под аккомпанемент народных инструментов, и когда всё это сливается в единое многоголосье и танец, кажется, что даже под незатейливой подсветкой оживают кружева татарского орнамента на заднике сцены, так грандиозно и гармонично выступление наших земляков. Отдельной похвалы заслуживают костюмы ансамбля. Безупречные по фактуре, крою и исторической достоверности, они поистине представляют собой лучший образец прикладного искусства татарского народа. Всё: от расшитых калфаков и фартуков девушек, тюбетеек и жилетов юношей до знаменитых расписных сапожек танцоров, — прекрасно подобрано по цветовой гамме, по характеру персонажей и сюжету танца, и не может не радовать глаз. Тонко сумели руководители ансамбля соединить традицию и современность в танце необычайной красоты, когда девушки в серебристых платьях словно плетут ажурный узор, который затем  материализуется на расправленных платках красавиц. А заключительный танец, когда танцоры ансамбля мастерски станцевали гармошку, с клавишами-юношами и расписными мехами — яркими сарафанами девушек был бесподобен по своей зрелищности и вызвал долгие аплодисменты.

Своё выступление во втором действии концерта гости нашего города, красноярцы, начали с красивого танца, ставшего визитной карточкой коллектива. Не оставалось сомнений, перед нами не просто русские танцоры, но сибиряки. Плавный танец девушек в нежно-голубых одеждах волшебным образом сменился васильковым буйством красок такого быстрого темпа, что знаменитое гоголевское «Какой русский не любит быстрой езды!» захотелось перефразировать в «Какой русский не любит быстрой пляски». В.Б. Моисеев объяснил закономерность такого поистине бешеного темпа в танце тем, что в Сибири холодно. Таким же зажигательным был казачий пляс «Красный Яр», не снижая темпа, молодые люди скрещивали сабли, от которых летели искры. Симпатичной особенностью Красноярского коллектива народного танца  со времен руководства им М. Годенко считаются девушки-блондинки. Как ни странно, это именно так, большинство девушке в ансамбле белокуры, но не меньше поразили зрителей и юноши-богатыри.

—————————————————————————————————————————————————

На пресс-конференции перед началом концерта художественный руководитель Красноярского ансамбля танца Сибири В.Б. Моисеев очень точно подметил, что народный танец воплощает на сцене вечные темы. Именно в этом секрет его долголетия и неиссякаемого интереса к нему зрителей. Довольно много места в программе красноярцы уделили миниатюрам на темы любви. Любви, то безответной, то счастливой, а  временами ставящей перед трудным выбором, какой был показан в зарисовке А.Кондакова «Зацвела сирень-черемуха». В ней двое юношей: один высокий и статный, другой невысокого росточка и рыжеватый, добиваются внимания девушки, задаривают её подарками, побеждает тот, чья любовь сильнее. В композиции «Вечёра» языком танца была рассказана история молодого человека, которого прогнала девушка, но он с помощью своего верного приятеля гармониста нашел счастье с другой. Большой интерес вызвал номер с ложками и берестой. Задорной пляской  отличались миниатюра «На скамеечке», и танец «Сибирская потеха». Всё это образцы характерных танцев. Незабываемыми были танцы «Хоровод у колодца» и «Перезвоны» в хореографии Л. Алексеевой. Словно вязь морозных узоров на окне был удивителен и неповторим рисунок этих танцев, а звон колокольчиков навевал воспоминания о мягком зимнем вечере. В последнем танце были использованы элементы веселых припевок. Их предназначение задорить, подначивать друг друга, что являлось излюбленной забавой русских девушек и юношей на вечеринках и хороводах. Припевки украсили танец, но обнаружили единственный недостаток ансамбля, отсутствие живого пения, чем так порадовал ансамбль Песни и танца Татарстана. Этим озабочен и сам В.Б. Моисеев. Он уверен, что положение скоро исправится, он возлагает в этом вопросе большие надежды на Министерство Культуры своего региона, поскольку, признался он, если искусство не имеет поддержки государства, то это вопрос выживания. До сих пор правительство Красноярского края давало «зеленый свет» всем проектам, идеям и начинаниям творческого коллектива. И у него нет повода изменить такое положение вещей, ведь ансамбль танца Сибири им.М. Годенко сегодня входит в тройку лучших в России, подпитывается молодыми кадрами и востребован публикой.

Одним словом, организованный в рамках проекта «Мост дружбы», концерт прошел с большим успехом. Встретились и подружились не просто два сильных танцевальных коллектива, но две различные культуры. В финале художественные руководители ансамблей обменялись памятными подарками и выразили уверенность, что построенный «мост» будет крепким, «на века».

, специально для yakazanec.com

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+