Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
11:29, 04 октября 2016

«Шомбай-fest». Казанский фестиваль кукольных театров


В театре «Экият» завершил свою работу фестиваль кукольных театров «Шомбай-fest».  Второй раз этот форум собирает лучшие кукольные спектакли в столице Татарстана. Как и в год своего рождения в 2013-м, открылся он ярким  карнавальным шествием по Петербургской улице.  

Пять дней  действа, а было сыграно пятнадцать спектаклей неповторимых по жанру, стилю, форме и содержанию. Общения  – своё творчество представили четырнадцать коллективов. Дискуссий и анализа виденных спектаклей  и  состояния кукольного театра в целом, для чего было сформировано авторитетное жюри. В него вошли театральные деятели Российской федерации Ольга Глазунова, Борис Голдовский, Станислав Железкин, театральный критик Анна Констанстинова, Татарстан в жюри представляли композитор Резеда Ахиярова и критик, завлит камаловского театра Нияз Игламов. Обмена опытом – основатель и художественный руководитель Мытищинского театра кукол «Огниво», президент Ассоциации «Театр кукол – XXI век» С.Железкин провёл мастер класс по актёрскому мастерству. И всё это в режиме нон-стоп.

Во время подведения итогов участники высказали пожелание, чтобы в следующий раз фестиваль проходил в течение не пяти, а семи дней, чтобы была возможность лучше познакомиться с городом и его достопримечательностями, больше времени уделить мастер-классам. Однако, острая нехватка времени и плотный график стали стимулом  полного погружения участников в магическую атмосферу, граничащую с чудом. Чудом взаимодействия живого и неживого, человека и куклы, от степени взаимопроникновения, диалогичности которых зависят жанровая специфика, форма и содержание спектакля.

По мнению критиков, которым часто доводится бывать на фестивалях разного уровня, Казанский фестиваль еще только нащупывает свой путь. Однако, подобно лакмусовой бумаге, он проявил существование  условного разделения театров на два течения.  Одно из них, используя удивительное сходство куклы с живым существом, представляет её как метафору человека, рефлексии индивидуумом своего бытия и художественного видения реальности. В основе другого – освоение национального репертуара, как   стремление сохранить свою аутентичность, своё лицо.

875856767r4r4Марионеточности бытия человека в этом мире посвящена постановка известного литовского режиссера Олега Жугжды «Загубленная душа или наказание грешника» Белорусского театра «Лялька» (г. Витебск). Это история о том, как пан Альберт продал душу Дьяволу, получив взамен волшебный дукат. И хоть исполнил Альберт с его помощью все свои даже самые безумные желания: гордая красавица Мальвина изнывает от любви к нему, в новёхоньком замке с интерьерами в стиле ампир, по его прихоти, соскочив с пьедестала, танцуют статуи, а в гости приходят духи с кладбища, — в финале грешник всё же попадает  в Ад. Далеко не новый в литературе сюжет в интерпретации автора сценария Яна Барщевского приобретает амбивалентные грани. С одной стороны, есть в нём известная доля дидактизма — сюжет, в котором изначально заложен не поиск, а констатация известного факта — зло будет наказано, а праведность вознаграждена, и жутковатого мистицизма, что создаётся при помощи мрачных красок и света. С другой — доля карнавально-площадного кощунства, непристойностей, профанации и фамильярного контакта со всем священным. С помощью простоватых слуг Зоси и Рыгора, драма разыграна с большой долей насмешки над страстями, кипящими в душах влюблённых, и над ничтожностью притязаний по сравнению с жертвами, на которые идут люди, чтобы добиться желаемого.

6w35t54e7 0-890-0

Антогонистом предприимчивому Нечистому выступает Ангел-хранитель пана Альберта, но его доводы не впечатляют несчастного влюбленного, ибо светлый дух уступает силам зла в настойчивости. Только к концу действия становится понятно, отчего уберегал Ангел своего подопечного — Мальвина оказалась колдуньей и после смерти Альберта покинула замок верхом на метле. Людей на поле битвы добра и зла играют марионетки (автор кукол О. Сидорова), которых водит и озвучивает исключительно мужская часть труппы театра, согласно замыслу режиссера, это учащиеся Полоцкого иезуитского коллегиума.  Особая линия в спектакле отдана «школярам», миссия которых объявлять нумерацию и содержание сцен. Последние представляют собой полную противоположность друг другу. Один в  платье  с фижмами, закатывающий глаза, кокетничающий с публикой, готовый расхохотаться в любую минуту (А. Маханькой),  другой — в шлеме, латах и плаще римского воина, суровый и старательный (Ю.Франкой). Дидактический сюжет, школяры; сценография в виде  ширмы с открывающимися окошками и шумовые эффекты, близкие античному театру, так, например, звуки грома и молнии, при появлении духов, воспроизводятся с помощью куска жести, придают повествованию фарсовый характер и роднят его с моралите времен Ренессанса. Вероятно, потому, что спектакль был не только занимательным, но филигранным в режиссуре, отточенным по актёрскому исполнению и выдержан в определенном стиле, членами жюри он был признан лучшим и удостоен «гран-при» фестиваля. Кстати, главный приз «Шомбай-festа» второй год подряд уезжает в Белоруссию. В 2013 году его получила трогательная история лошади по рассказу Л.Толстого «Холстомер» Брестского театра кукол.

«Шомбай-fest». Казанский фестиваль кукольных театров (Продолжение)

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+