Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
21:59, 28 ноября 2013

Синие бабочки»: родом из детства


TWsJtrlblfcВ кинотеатре «Мир» прошла презентация детского полнометражного фильма Ф. Давлетшина «Синие бабочки» («Мотылек «Зангар»). Биография его очень непростая, отснятый и смонтированный фильм продюсер увез в Москву, да и пропал. На семь лет. И только недавно «Синих бабочек» выкупил ГБУК РТ Татаркино и он стал доступен зрителю. Впервые на экране фильм был показан в рамках культурной Универсиады.

Во времена, когда все зарабатывают деньги и деятельность  кинематографа для детей, не трендового, не коммерческого, практически равна нулю, а телевизионные экраны заполонили бесконечные иностранные мультсериалы,  готовый отечественный фильм для детей – большая удача. Тем более, что от него веет традициями советского кинематографа, когда считалось, что кино должно воспитывать, образовывать, развлекать.  И фильм получился, действительно, добрый, в нём нет ни одного отрицательного героя, нет сквернословия и драк, но много приключений и музыки.

Причём, приключений без вмешательства каких-либо потусторонних сил, а из разряда: такое может случиться с каждым. Закадычные друзья: мальчик Карим /Б. Батуллин/ и девочка Софа /С.Сергеева/, выслушав рассказ бабушки Карима о том, что увидевший синих бабочек, которых можно встретить лишь в одном месте, в центре Долгой поляны, где с древних времен отмечалось высокая магнитная активность,  может загадать любое желание, и оно непременно исполнится, отправляются на поиски этого волшебного места. А по дороге они спасают жизнь пожилому капитану /Р. Батулла/, с которым случился сердечный приступ, пробуют на вкус муравьев, им встречается лесник, очень похожий на сбежавшего преступника. Его играет народный артист РТ  А. Купцов,  человек вообще-то не страшный, но девочка, каждый раз, увидев его, бросает всё и бежит, куда глаза глядят, принимая его за снежного человека, так что Карим часто теряет её в лесу. Усложняется всё еще и тем, что лесник почему-то оказывается косноязычным и при встрече с детьми не может выговорить ни единого слова. Карим ведет себя как безупречный рыцарь, он никогда не оставляет девочку в беде. Словом, есть в фильме то, что, действительно, нужно детям всех поколений — добро, дружба, взаимопомощь.

Но фильм стал камнем преткновения взрослых, ибо как только прозвучали прощальные аккорды задорной музыки фильма /композитор Азат Хусаинов/ и с экрана сошли последние титры, заговорили взрослые и тогда уже воспитатели поспешили вывести детей из зала.

Когда режиссер Ф. Давлетшин представлял съемочную группу, вперед вышел  татарский писатель Рабит Батулла, известный поборник возрождения национальной самобытности татар, и бросил в зал несколько возмущенных «почему». Почему фильм «Синие бабочки» так долго не находил своего зрителя?  Почему этот фильм не был номинирован на фестиваль мусульманского кино в текущем году? Почему фильмы, снятые в Татарстане, не получают призов на фестивале мусульманского кино, проходящем в Казани?

Эти же вопросы не раз звучали и на самом фестивале. Чтобы найти ответы на эти «почему», мы обратились к арт-директору Казанского международного фестиваля мусульманского кино А. Нафиговой.

«Начну с того, что с момента появления фестиваля, Татарстан всё более уверенно заявляет о себе в формате игрового кино, и это не может не радовать. – сказала она, — Неправда, что удачные проекты не получают призы на фестивале. Примерами тому могут служить художественный фильм «Бибинур» (2009) и документальный фильм «Аптека на Проломной»(2012).  Дирекция фестиваля не влияет на решения экспертной комиссии, что доказывает беспристрастность, профессионализм и честность казанского кинофорума. И, наконец, Казанский фестиваль мусульманского кино – проект международный, уровень его высок, и рассчитывать на то, что татарстанское кино получит награды просто по причине благополучной географии, было бы неверно».

Действительно, сам Рабит Батулла, будучи членом жюри фестиваля мусульманского кино прошлого, 2012 года, отмечал, что уровень работ татарстанских кинематографистов пока не позволяет претендовать на первенство в состязании с корифеями мусульманского кинематографа.  Вот цитата из его выступления на пресс-конференции Татаринформ от  9 апреля 2013 г.

«Я, находясь в жюри фестиваля, краснел и бледнел, понимая, что продукция Татарстана несравнима с уровнем фильмов Ирана и Турции. Мы по сравнению с ними только изобретаем велосипед», — высказался он.

«Отвечая на вопрос, почему фильм Ф.  Давлетшина вообще не был включен в программу фестиваля мусульманского кино, — продолжила арт-директор А. Нафигова, — Могу сказать, что в качестве стимулирующих методов,  для местных кинематографистов мы организовали особую  программу, которая обеспечивает, и молодым, и маститым режиссерам  доступ к зрителю, а это немаловажно. На фестивале была сформирована и детская программа, пиар-служба фестиваля неоднократно публиковала материалы о предстоящем внеконкурсном показе для детей. Что помешало, находящимся в шаговой доступности от штаба фестиваля, создателям фильма «Синие бабочки» подать заявку — вот в чём вопрос. Лично мне хотелось бы поклониться творческой группе фильма уже за одну идею снять фильм для детей в Татарстане. Кинотеатр «Мир» — единственный в городе кинотеатр, который поддерживает целевые программы по работе с детьми, и в эту программу фильм непременно будет включён, как и в программы кинопоказов сети кинотеатров Татарстана. ГБУК Татаркино, как никто заинтересовано в появлении новых хороших фильмов татарстанских режиссеров, но чтобы быть востребованным у зрителя и получить высокую оценку жюри, мало просто снимать, надо снимать лучше, надо сделать шаг навстречу зрителю».

И это  правда, снимать надо лучше. «Синие бабочки», при всех своих достоинствах, фильм далёкий от совершенства. В первую очередь,  он страдает слабо обоснованным сценарием, который вызывает массу вопросов к создателям фильма. Например, неоправданно косноязычие лесника. Неадекватно ситуации ведет себя педагог детей в исполнении Х. Искандеровой, когда  друзья убегают из детского лагеря навстречу приключениям, — первое что она делает – звонит на сотовый не Софы, хотя телефон у неё всегда при себе, а  отцу Софы, тот же совершает поступок и вовсе недостойный взрослого мужчины — звонит в свою очередь  бабушке Карима. Прикованная к постели, старая одинокая женщина могла просто умереть от удара, узнав, что её любимый внук исчез из лагеря. Несколько стереотипным получился  герой уже упомянутого Р. Батуллы, дед-капитан судна, на котором, кстати, дети оказалиссь не иначе, как с помощью кино. Главные герои нередко путают порядок реплик и возникает вопрос: а были ли дубли? И, наконец, возможности компьютерной графики, использованной в фильме, за те семь лет, что  картина лежала на полке, давно ушли далеко вперед. Понятно, не по вине создателей, но всё же фильм демонстрируется сегодняшним детям, которых на мякине не проведешь, и претендует на широкий прокат. К сожалению, создаётся впечатление, что сценарий писался с некоторой небрежностью или придумывался на ходу, зато постановщики так полюбили себя и свою работу, что не поднялась у них рука вырезать излишние длинноты и неудачные кадры. Быть может, в этом причина того, что судьба фильма на сегодняшний день не обещает быть такой триумфальной, как хотелось бы её создателям и не нужно лукавить, перекладывая ответственность за неуспех на других, задавая свои «почему» в адрес фестиваля мусульманского кино, ведь фестиваль — это площадка,- снимайте, участвуйте, растите и будете вознаграждены.           

Конечно, снимать кино – дело трудоёмкое и затратноё, татарстанский кинематограф развивается медленно, всё больше обнаруживается нехватка финансирования и профессиональных кадров. И потому стоит поздравить творческую группу с выходом фильма на экран. Фильм создан и создан не зря.  Как не зря совершили добрый поступок дети в фильме. По сценарию на волшебной поляне они, не сговариваясь, загадали, чтобы ноги бабушки Карима -Хэдиче-эби вылечились, и их желание сбылось. Поход к месту, излучающему энергию, не прошел даром и для самих артистов.  Девочка в фильме не раз говорит о своей мечте – балете, сегодня Софья Сергеева учится на предпоследнем курсе Казанского Хореографического училища, впереди у нее карьера балерины. А её друг по фильму, мальчик Карим,  Байбулат Батуллин, успел за это время сыграть в фильме «Сокровища острова Кабан», сейчас учится в Китае. За дальностью расстояния, Байбулат приехать на презентацию не смог, а вот Софья призналась зрителям: «Съемки фильма оставили в моей жизни неизгладимое впечатление, хотя я была так мала, что не всегда понимала что происходит, зачем я это делаю, и каков будет конечный результат, например, меня просили заплакать, а я отвечала, что у меня сейчас отличное настроение и плакать совсем не хочется. И тогда мне говорили: «Постарайся, очень надо!»

И поскольку в фильме присутствует национальный колорит,  фильм вселяет надежду, что многообразию жизни,  как в детском кино, так и в  национальном татарстанском кинематографе, суждено возродиться, сбросить с себя гнёт проблем и засверкать новыми гранями и оттенками. И пусть легкие крылья мотыльков Зангар коснутся каждого достойного начинания. Кстати, в ГБУК Татаркино, сообщили, что возлагают большие надежды на фильм С.Юзеева «Курбан-роман», поскольку презентация фильма на фестивале мусульманского кино заинтересовала не только жителей Татарстана, но и кинематографистов, и представителей СМИ других городов и стран.

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+