Понедельник, 22 октября 2018 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Понедельник, 22 октября 2018 16 +  RSS  Письмо в редакцию
11:43, 18 августа 2017

В центре внимания человек и его жизнь


Пристальным вниманием к человеку, истории его жизни, к  его проблемам  проникнуты короткометражные фильмы документалистов конкурсной программы фестиваля мусульманского кино.

В пятиминутном фильме турецкого режиссера Мустафы Корай Полата зрителю предлагается заглянуть в семью, где мусульманка — мать четверых детей — старается выжить во время кризиса.  Всё дорожает, а денег на продукты ждать неоткуда. «Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!» — несколько раз повторяет в картине главная героиня,  и эти ее слова и та вера, что звучит в устах женщины, вселяют оптимизм.  При этом, название фильма «Стена» заставляет задуматься. Что для нас неизбежные перипетии жизни?  Стена, в которую мы упираемся как в тупик, или  та вертикаль,  вскарабкавшись на которую, мы находим новые возможности и пути?!

«Цель творчества – самоотдача!» — пожалуй, эти слова Пастернака, как нельзя лучше подходят к определению личности скромного героя фильма Сергея Александрова «Одинокий странник». Режиссер  знакомит нас с фотохудожником Валерием Сутуловым. Шаг за шагом мы узнаём о трудном детстве героя  в  стенах детского дома,  и о том, что, один из немногих детдомовцев, он смог найти и развить свой талант, создать крепкую семью и оставить после себя тысячи художественных фотографий.  Валерий воспевал красоту родной казахской степи, её рассветы и закаты. С большой любовью снимал сцены из жизни птиц и насекомых, часами подкарауливая удачный  кадр, ходил на медведя «с одним фотоаппаратом», объектом его внимания были обычные люди и именитые представители власти.

Фильм узбекских кинематографистов Христины Белоусовой и Данте Рустава «Люмьеры»,  стоит посмотреть всем, кто любит кино, независимо от того находятся они по ту или по эту сторону экрана. Идея режиссеров создать кино о кино глазами детей и её воплощение порадует, удивит и растрогает любого. Дети разных стран, разных возрастов, говорящие на разных языках, отвечают  на вопросы о том, кто придумал кино; какое значение оно имеет в жизни взрослых и детей; чем отличаются плохие фильмы от хороших; кто, -мужчина или женщина,- лучше снимают кино,  о чём бы они сами хотели снять фильм и зачем, вообще, оно нужно.

Листая фотоальбом со старыми  фотографиями, азербайджанский режиссер Теймур Даими  в фильме «Это любовь!» рассказывает историю семейной пары. Мы не знаем, при каких обстоятельствах познакомились Рустам и Земфира. Но по тому какая светлая грусть отражается на их лицах, когда они, уже убеленные сединами, играют с внуками или, держась за руки, следят за событиями кинофильма, можно судить как они прожили 65 лет вместе. Оператор и режиссер в картине используют эффект киноплёнки, которая по мере развития событий, блёкнет и обрывается, как обрывается жизнь одного из героев. Старые фотографии также легли в основу сюжета фильма албанского режиссера Энесос Карка.  Герой фильма «Мими» — рано остался без матери и сам, без помощи родных, нащупывал свой путь.  «Горе тому, кого жизнь сбивает с ног». Эта поговорка стала его жизненным девизом. Сегодня это старик, перебирая старые фотографии, он вспоминает основные вехи своего нелегкого путешествия по жизни.

Любовь и упорство делает настоящие чудеса. Эксперты утверждали, что у героя  короткометражки «Свет, тень, жизнь» Али Садеки нет шансов излечиться от врождённого слабоумия. Родная мать оставила его. И только благодаря стараниям отца, который не захотел  смириться с таким вердиктом медиков, молодой человек научился говорить, рисовать, играть на  музыкальных инструментах, петь,  стал полноценным членом общества, научившись  непринужденно общаться. «Я не строю из себя героя, — говорит отец Али, в фильме иранского режиссера Шахрияра Пурсейедиана,  – Но, составляя новую модель индивидуального обучения,  я плыл против течения, это тяжелейший труд, и сейчас я вижу результаты».

Документалисты не были бы собой, если бы не ставили перед зрителем насущных вопросов, как это сделал автор фильма  «Бахши». Так называют героя фильма Анаморада  Растгари. Бахши переводится — певец народных песен. Действительно, с детства играя на  музыкальном инструменте — дутаре, он поёт о любви и верности, о праве на выбор, о первом чувстве. Но священнослужители запрещают слушать его игру и песни, ибо считается: », «игра на дутаре веселит и отвращает от поминания Бога»,  «где дутар, там алкоголь и веселье – вещи неприемлемые в шариате». Против дутара уже много лет ведётся настоящая война. Его владельцев преследуют, избивают, заставляя собственноручно уничтожать инструмент. Человек многогранен, считает бахши Анаморад,  музыка поднимает в нём либо возвышенное и мудрое, либо похоть и гнев. Но он уверен, что его игра это лишь дань древним традициям его народа и нельзя запрещать песен только за то, что они исполняются под аккомпанемент дутара.  «Такая чрезмерная строгость толкает молодёжь к синтезатору и джазу!» — сокрушается он, — я же знаю одно, с помощью дутара я сделал счастливыми многих моих соплеменников».

Верой в своё дело проникнута и история, рассказанная в фильме «Театр из 7 девушек». С началом войны и уходом на фронт большей части театральной труппы,  семь молодых женщин дарили своё искусство землякам. Играя мужские роли и по несколько ролей в одном спектакле. История о том, как справлялись с холодом и голодом, хоронили детей, а потом выходили на сцену играть комедию, потому что хоть за кулисами и шла война, но зритель ждал чуда.  В ткань фильма вплетена легенда о мальчике, добравшемся  до Ташкента, а, как известно, Ташкент-город хлебный, чтобы привезти исхудавшим артисткам немного  лепёшек.   Удивительно проникновенный и трогательный, основанный на реальных событиях, фильм  получился у узбекского кинематографиста Кирстена Гайнета. А множество режиссерских приёмов, применение хроники, рисунка и графики делает его еще и неповторимым и любопытным с точки зрения подачи материала.

Об авторе: Ирина Ульянова

Посмотреть все публикации автора

Новости партнеров

Рейтинг@Mail.ru

© 2018. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+