Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
20:41, 12 октября 2016

А напоследок… Итоги фестиваля кукол «Шомбай-fest».


Мы завершаем рассказ о  II Фестивале кукольных театров «Шомбай-fest» — событии в театральном мире,  произошедшем в  Казани в последних числах сентября.  На этот раз речь пойдёт о спектаклях сумевших особенно удивить зрителя.

«Шомбай-fest». Казанский фестиваль кукольных театров. Часть 1.
«Шомбай-fest». Казанский фестиваль кукольных театров. Часть 2.
Еще о Фестивале кукольных театров «Шомбай-fest»

Надо отметить, что работа  фестиваля была организована таким образом, что каждый день на двух сценах, большой и малой, театра «Экият» одновременно, или с перерывом в полчаса шло по спектаклю. Таким образом, в день, стоит подчеркнуть, с аншлагами, проходило по пять спектаклей. Более трех тысяч маленьких зрителей в эти пять дней посмотрели постановки разных театров. И, возможно, уже это — главное достижение Фестиваля.

Необычной стала для малышей постановка Самарского театра кукол «Дикие лебеди». Это теневой спектакль по мотивам сказки Г.Х Андерсена. Заимствованный с Востока, и неприжившийся в цельном своём виде в театре европейском, жанр теневого театра основан на принципе подвижной графики и не так прост, как кажется на первый взгляд, т.к. требует выразительности жестов и поз. Между тем, актёр и актриса сыграли спектакль легко, словно творили волшебство, в чём немало помогали им стилизованные под старину костюмы. На сцене, с помощью удачно замаскированного под декорации проектора, в рамке картины появлялись и оживали картинки, вырезанные из бумаги. Причём началось повествования с пролога — реальной истории  о мальчике, который нашел альбом с вырезками своего дедушки, жившего еще до революции, в  XIX веке. Мальчишка вырос, стал художником в театре кукол, не сразу, но вспомнил о своей детской забаве и создал этот необычный спектакль. Несколько фигурок вырезаются прямо на глазах у зрителей. Таким образом, детям дают понять, что волшебное всегда рядом, а театр можно сделать и у себя дома, из простых листов бумаги. Жюри было признано лучшим музыкальное оформление (Николас Шмидт) спектакля «Дикие лебеди», красивая классическая музыка звучала в исполнении самих актёров, они играли на флейте и гитаре, пели и танцевали.

745765y4567

896789789

Под большим впечатлением вышли малыши из зала после просмотра сказки по произведению Карло Коллоди «Пиноккио» — совместного проекта Екатеринбургского театра кукол и ZachesTeatro (Флоренция).  Художник Франческо Дживоне  и режиссер Луана Граменья сделали кукол из людей, Или предложили актёрам почувствовать себя куклами, спрятав их лица под маски, и преподав им уроки кукольной пластики.

Перед началом действия на авансцене мы видим огромную фарфоровою куклу с книгой в руках. Как только зрительный зал замирает, кукла оживает и начинает читать сказку о мальчике, сделанном из куска дерева, иллюстрируя повествование игрой марионеток, в ящике, напоминающем внутренности шарманки — точную, но сильно уменьшенную, копию сценического пространства чуть позже, — мы станем свидетелями игры масштабов.  Здесь Пиноккио дерзкий, грубый, развязный голыш, который без тени жалости убивает Сверчка, пытавшегося прочитать ему мораль.  Но вот, приобретя человеческие формы, одетый в камзол с воротников гафре,  он, задиристый,  подвижный,  ни минуту не стоит на месте, — кувыркается и скачет, —  упрямый и смешливый, но уже не злой (Степан Роскош).  Только в глазах куклы — Феи он будет всё тот же, несносный деревянный мальчишка.

57yuhd476

Персонаж куклы противоречив. Кажется, что она сама режиссирует действо, при этом непонятно, благоволит она герою или намеренно строит ему козни. А, может быть, просто ведёт себя, как взрослая женщина. По взмаху её руки, гигантские кролики в чернильно-чёрных плащах, выносят гроб, на котором крупно выведено: «Pinoccio» . В него, как в кроватку, явно для острастки, уложат мальчишку, когда снимут с веревки, на которую он был подвешен грабителями. Врачи, Сыч и Ворон, приглашенные девочкой, будут мудрствовать, «жив или мертв» спасённый ею мальчик, так долго, что сам деревянный человечек усомнится в своем существовании. Затем, Фея (Татьяна Жвакина) предпримет неудачную попытку лечить и учить ленивого, но остроумного парнишку. «Ничего неделанье — страшная болезнь, её надо лечить! Горе — бездельникам!»- наставляет она, при этом её фарфоровое личико не выражает никаких эмоций. Но,  «деревянные мальчишки рождаются деревянными и остаются такими на всю жизнь!» Под предлогом навестить отца, парень сбежит от назойливой заботы. И тогда она соорудит надгробье с крестом, которое поведает детям, что кукла умерла, потому что Пиноккио разбил её сердце. В результате, кажется опять же не без помощи Феи, мальчуган превратится в ослика и будет выступать в цирке под начальством жуткого, шарообразного дрессировщика.

Пройдя все эти испытания, в финале, в отличие от Буратино, оставшегося навсегда  куклой, сильно присмиревший Пиноккио становится человеком. Однако, несмотря на хороший конец, увиденное оставляет зрителя в состоянии лёгкого шока.

Спектакль «Пиноккио» Лауреат нескольких фестивалей, в том числе,»Петрушка Великий» и театральной премии «Арлекин» в номинации «Лучшая работа художника» И наше жюри не было оригинальным, признав работу художника Франческо Дживоне лучшей среди представленных на «Шомбай-feste» спектаклей.

Подводя итоги после окончания фестиваля  за Круглым столом  театральный критик, зав.кабинетом театров для детей и театров кукол  СТД РФ и Председатель жюри Глазунова Ольга Леонидовна отметила:

«Такие фестивали, как «Шомбай-fest» очень нужны. Причём,  разных форм и форматов, потому, что они позволяют понять, что происходит в театре кукол в целом. Хотим мы того или не хотим, но это некий срез общей картины и толчок для мысли. Он даёт возможность  раздвинуть рамки мира, в котором театр данного города  существует».

Эти слова, как нельзя лучше подошли для  хозяев форума — театра кукол «Экият».  Фестиваль кукольных театров стал катализатором перемен в репертуаре театра и толчком к созданию взрослой постановки — музыкальной комедии  «Ханума», про сваху, которая сумела обойти соперницу, перехитрить всех и установить справедливость: бедный, но трудолюбивый молодой человек женился на юной возлюбленной, а старому  кутиле, графу Вано, досталась богатая вдова, неопределенного возраста.  Свою театральную историю водевиль грузинского классика А. Цагерели ведёт с конца семидесятых, с известной постановки Г.Товстоногова, увековеченной на плёнке.

689567ygh

С тех пор «Ханума» ставилась ни раз, но воспроизвести её на сцене кукольного театра было довольно рискованно, ведь успех постановки во многом зависит от харизмы заглавной героини. Жюри по достоинству оценило работу над ролью Натальи Егоровой, которая смогла сделать Тифлисскую сваху живой и обаятельной.  А комедия с обилием песен и танцев, получилась довольно динамичной. Неслучайно, режиссер Ильдус Зиннуров, стал победителем в номинации «Лучшая режиссерская работа». Создавая внешний облик кукол, художнику (Захар Давыдов Санкт-Петербург) удалось уловить характерные чёрточки образов, созданных когда-то артистами БДТ. Так, князь Вано Пантиашвили буквально «цитирует» брови в разлёт, торчащий перпендикулярно усам седой чуб В.Стржельчика.

865785687

На Фестивале отчётливо стали видны отличия театра европейского и азиатского. В постановках Башкирского и Туркменского государственных театров кукол, хотя эти коллективы трудно сравнивать, они очень разные, доминирует одно – дидактический посыл с чётким разграничением добра и зла. Оба театра взяли за основу своих спектаклей сказочный фольклор. «Золотой волос» театра из Уфы построил действие по мотивам башкирских легенд и сказов П.Бажова. «Бабушкин козлёнок» создан по мотивам туркменских сказок.

85634546

Герой башкирского сказа Айлып, мечтая о богатстве, пустился на поиски лисы с золотой шкурой, та привела его к Алтынсэс — девушке такой красоты, что охотник влюбился с первого взгляда и захотел жениться. Но её отец – Великий Полоз, насмотревшийся на людскую алчность, сделал так, что девушку можно забрать только без приданного, в виде её длинной косы из чистого золота. Много испытаний пришлось пройти Айлыпу и изменить своё сознание, прежде чем вымолил он у властелина всех подземных богатств — Полоза себе возлюбленную.

Козлёнок в туркменской сказке отправляется на поиски трёх дочерей своей заболевшей хозяйки-бабушки, которая, выдав девушек замуж, осталась одна, наедине со своими воспоминаниями. Встретившиеся на пути хищные звери, узнав о цели его путешествия, не трогают козлёнка, зато не все дочери соглашаются быть в беде рядом с той, кто их вскормил и вырастил – с матерью (реж. Ы.Дырдыев).

85763456464567

Башкирский театр раскрасил свой спектакль световыми инсталляциями: В момент встречи Айлыпа и Алтынсэс распускаются необыкновенные, самоцветные цветы, а руки актёров, светящиеся в темноте, создают в воздухе млечный путь (реж.А.Имамутдинов).

Куклы обоих театров одеты в национальные одежды, в декорациях — орнаменты народов. Уфимцы зашифровали их в форме деревьев, туркмены – в узорах мягких декораций.

Оба спектакля смотрятся патриархально, но, и это, и простота жанровых схем, окупается глубиной мысли, отсылающей зрителей к мудрости предков, познанию своих истоков. Вот только горько, что все театры оцениваются по одному лекалу. Быть может, организаторам стоит подумать о внесении в список номинаций те, что касаются национального театра и могли бы стимулировать тюркоязычных авторов на создание современных пьес с национальной тематикой, с близкой этим народам философией. В этой связи, одним из важных достижений фестиваля можно считать появление такого спектакля, как «Сак-Сок» Набережночелнинского театра кукол. Тем более, что «Шомбаю» пора выбираться из пеленок и определяться с собственным путём, в противном случае он может стать лишь одним из многих.

Что же касается кукол… Кукла способна играть любые роли, объединять возможное с невозможным. И прошедший фестиваль тому яркое подтверждение!

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+