Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
0:58, 01 декабря 2013

Эхо IX фестиваля: Кэн /Душа/


КэнФильм «Кэн» турецкого режиссера Рашита Челикезера на пресс-конференции с создателями фильмов, представленных на международный фестиваль мусульманского кино  вызвал, пожалуй, самое большое количество вопросов, что является верным признаком — фильм не оставил равнодушным, зацепил зрителей поднятой в нем темой, способом подачи материала.

Напомню его сюжет. Молодые люди: Айше  и Кемаль любят друг друга. Всего несколько лет назад они, преодолев многочисленные препятствия, поженились, убежали от недовольных их браком родственников в Большой город. Единственное, чего им не хватает, — это ребенок. Но врач выносит однозначный приговор: Кемаль никогда не сможет иметь детей. «Я не мужчина!» -расстраивается Кемаль. Решение проблемы подсказывает ему коллега по работе, раз не получается зачать ребёнка естественным путем, можно, усыновить чужого, есть в городе люди, которые помогут в этом. Айше с самого начала не в восторге от мысли об усыновлении. Но Кемаль, загоревшись, кажется, не хочет замечать этого, работает в две смены, чтобы скопить нужную для сделки сумму. Айше же достаётся неприятная необходимость носить на теле муляж растущего по мере несуществующей беременности живота. Стыдно и неловко ей принимать поздравления родственников мужа с тем, что у них, «наконец, получилось», как и  заботу женщин на работе, которые заметив «беременность» Айше, стараются уберечь её от тяжёлой работы, а также садиться на место в автобусе, которое добропорядочные мужчины уступают ей.

djan0djan00——————————————————————————————————————————————————

И вот, деньги собраны, переданы через коллегу чёрному дельцу, который, отсчитав,  едва ли лишь половину из них отдаёт многодетной семье, выкупая у них новорожденного ребенка. Кемаль счастлив: он держит на руках долгожданного сына, однако, Айше не хочет даже смотреть в сторону здоровенького, улыбчивого крепыша. Прямо в вагоне электрички снимает она  и брезгливо бросает ненавистный муляж на пол.

И потекли серые будни. Чтобы прокормить выросшую семью Кемаль вновь работает с утра до ночи, возвращается домой с сумками, полными продуктов, и каждый раз застаёт жену безучастно сидящей на диване, наблюдающей, как ребёнок возится среди разбросанных повсюду игрушек. Она не забывает покормить, переодеть, помыть малыша, но материнских чувств к нему она по-прежнему не испытывает, а как только Кемаль начинает увещевания,  запирается в комнате. Однажды, устав от этой гнетущей обстановки, Кемаль выходит из дома и  больше не возвращается. Тщетно Айше пытается отыскать его, у родных, знакомых,  на работе, на улице, на вокзале, вернуть ребёнка родителям тоже не удаётся, посредник исчез в неизвестном направлении, скрываясь от полиции.  Родственников они с Кемалем обидели своим побегом. Так, несчастная остаётся с годовалым ребенком на руках без средств к существованию и помощи.

djan3 Прошло семь лет. У Кемаля новая семья. Жена, дочь богатого торговца автомашинами, сообщает ему, что она беременна. «Но у меня не может быть детей, — возмущенно сообщает об этом тестю Кемаль, — это не мой ребенок!» Тесть обещает со временем передать Кемалю свой бизнес, если он не станет придавать этому случаю огласку. Кемаль полюбил родившуюся девочку, он занимается с ней целыми днями, тогда как жена его, обнаглев от безнаказанности, прямо на его глазах садится в машину любовников. «Всё, что ты видишь, — с горечью говорит Кемаль Айше, которая нашла его спустя семь лет, — не моё!»

А Айше мы находим  оставляющей мальчика на площади.  Уходя на работу, она каждый раз смотрит на него так, словно прощается навсегда. После работы просто подходит к  скамеечке, на которой он проводит целый день, ожидая маму, и он, молча, идёт за ней. Мальчик не произносит в фильме и пары фраз, вся соль в том, что он играет глазами и здесь немаловажна талантливая работа оператора. Эти огромные глаза смотрят с экрана так, что сжимается сердце. Айше не бьет его, ни за что не ругает, исправно кормит его завтраком и ужином, одевает в чистую одежду, но не может заставить себя полюбить его.  Актриса, красивая в жизни, играет некрасивую, рыхлую, загнанную женщину, злую на работе, равнодушную дома. Много раз кажется, что та, стеклянная стена, которой отгородилась она от сына вот-вот рухнет, но всё повторяется вновь – мальчик остаётся ждать её на скамейке. Он не играет со сверстниками, не смотрит телевизор, кажется вся сущность его — ожидание.

djan25Однажды Кэну показалось, что мама позвала его, и он, побежав за ней, потерялся в большом городе. Айше обезумевшей фурией носится по улицам в поисках, свою помощь  предлагает ей давно старающийся добиться её расположения официант кафе, в котором она работает. Вместе они находят мальчика, приносят его, спящего, домой. Мужчина остаётся в доме, с ним Айше ненадолго расцветает, отогревается. Ненадолго, потому что в один прекрасный день она застаёт свою квартиру перевернутой вверх дном — сожитель вынес всё ценное  из дома поверившей ему женщины. И только мальчик, заглянув в глаза мамы, наполнившиеся слезами бессильного отчаяния, бежит к своим маленьким ботиночкам и достаёт оттуда припрятанные от вора свернутые трубочкой бумажные купюры. Спасены! Благодарная Айше, чуть ли не в первый раз в жизни, обнимает своего приёмного сына. Но испытания её на этом не кончились – подступила к горлу предательская тошнота, — беременна! – понимает женщина. И маленький Кэн берет часть забот на себя: готовит еду, убирает дом, встречает с работы маму. Она, почувствовав себя беременной на этот раз не фиктивно, хоть и ненавидит отца своего будущего ребенка, начинает светиться изнутри, теперь она может положиться на единственного мужчину в своей жизни, на мужчину, который никогда не предаст, не обидит, не бросит – на своего сына.

Картина, несмотря на то, что в ней описывается жизнь без прикрас, такой, какая она есть, выглядит удивительно целомудренной и неожиданно жизнеутверждающей. На мой вопрос: что послужило поводом, мотивацией  снять такой фильм, член творческой группы фильма «Кен» ответил: «Мы бы хотели, чтобы люди не оставляли детей!».

djan2Сюжет не однозначен, как неоднозначна сама жизнь. То, что Айше так долго не принимала мальчика, не испытывала к нему материнских чувств, это тоже, правда жизни, о которой сказано в фильме честно. У нас принято покрывать глянцем факт усыновления, принятия ребенка в приёмную семью, ретушируя  проблемы, которые неизменно возникают у людей, решившихся на это. А ведь медицине известны случаи, когда организм отторгает плоть от плоти своей – ребёнка, как чужеродный белок, скажем, при резус-отрицательной беременности, что уж говорить о совершенно чужом ребёнке. И только женщинам, прошедшим через это, дано понять, как это непросто — стать по-настоящему хорошей матерью приёмышу. Кроме того, в обществе, где при высоком проценте сиротства люди предпочитают воспитывать не детей, а обзаводиться лишь различными породистыми, порой экзотическими, животными, можно ли осуждать женщину, не бросившую мальчика, существование которого рядом с ней ей было навязано.

Словом, фильм «Кэн» чесный по теме, таланливый по актёрскому исполнению, он, безусловно, заслуженно получил на Казанском кинофоруме Специальный Приз Международной организации тюркской культуры «ТЮРКСОЙ».

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+