Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
14:44, 02 октября 2012

Смешной и печальный «Брачный договор» в Казанском ТЮЗе


"Брачный договор"Под занавес своих гастролей Волгоградский ТЮЗ подарил Казани премьеру спектакля. Он был отрепетирован, но не показал еще на родине творческого коллектива, в Волгограде, казанцы имели уникальную возможность увидеть его первыми.  Это комедия израильского драматурга Эфраима Кишона «Брачный договор» в переводе с иврита Марьяна Беленького, автора  монологов многих известных российских сатириков, создателя знаменитого образа «Тёти Сони» для Клары Новиковой. По мнению главного режиссера театра Волгограда, Альберта Авходеева, пьеса классика ивритской юмористики  почему-то незаслуженно обходится в наших театрах и  ставится в России впервые.

Сюжет её незамысловат. Дочь сантехника Элимелеха (Борозовского) Бен Цура и его жены Шифры, красавица Аяла/Татьяна Доронина/ собирается выйти замуж. Жених имеет «академическую» степень, молодые влюблены, и всё было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Мама жениха, весьма щепетильная особа, требует, чтобы ей было предоставлено брачное свидетельство родителей невесты, как доказательство того, что будущая жена её сына законнорожденная. Но именно этой бумаги семейство Аялы найти не может, они и не знает было ли оно у них вообще. Когда они женились, 25 лет назад, ходить к раввину было не модно, но их друг Миша обещал им сделать брачное свидетельство, а сделал ли, или забыл, или что-то перепутал, они не могут вспомнить. Дочь предлагает им жениться заново. С этого начинается разлад в их довольно благополучном до того семействе. Они уже не прежние, неумолимое время состарило их, да и накопилось, что высказать друг другу  за столь долгий срок, краски их нежных отношений потускнели, в них улетучилась романтика. Элимелех /Андрей Селиверстов/ и Шифра/Елена Бабкина/ весь спектакль ругаются, но ругаются так уморительно смешно, что каждой сценой лишь убеждают зрителя, что  по-прежнему любят друг друга. Свою лепту в  размолвку  вносит соседка, сочная вдова Яфа Биренбойм /засл.арт.РФ Юлия Костылева/, влюбленная в сантехника.

Жених торопит, Аяла переживает. Чтобы выяснить было ли свидетельство и окончательно решить для себя вопрос: жениться ли ему вновь или не жениться, Бен Цур вызывает секретаря кибуца, где был заключен их брак.  Прибывший юноша Буки /Евгений Казенов/влюбляется в Аялу, и завоевывает её сердце напором, врожденным умом и прекрасным чувством юмора, да и просто больше подходит Аяле и семейству Борозовских, чем маменькин сынок Робик/ Евгений Жданов/, жених Аялы.  К тому же родители Буки тоже прожили вместе всю жизнь, не имея брачного договора. Буки – член кибуца. Кибуцы-весьма  любопытное явление в наши дни, это сельскохозяйственные коммуны, созданные в начале XX века в Палестине еврейскими эммигрантами,  с общностью имущества и равенством в труде. Эти люди живут иными ценностями, для них вряд ли имеет значение официальный документ. Родители Аялы тоже познакомились в кибуце и хранят о том периоде их жизни самые светлые воспоминания.

"Брачный договор"Элимелех, Эли, как его называет жена, в исполнении А. Селиверстова, и вовсе остался «кибуцником» в душе. Он обычный работяга, без изысканных манер, не умеющий говорить красивых слов, дарить подарки и заглядываться на чужих женщин, он «кормит» семью и требует  за это к себе уважения.

Премьера, присутствие на спектакле заместитель министра культуры РТ Ираиды Аюповой, вероятно, несколько взволновало актёра, потому что в первом акте этого последнего спектакля на сцене казанского ТЮЗа, он играл как-то смазано, не отчётливо, интересные по своему режиссерскому решению и содержанию длинные реплики проговаривал скороговоркой. О том, что это было именно волнение, можно судить потому, что предыдущий спектакль, 27 сентября, актёр играл безукоризненно. Ближе к середине спектакля, А. Селиверстов, правда, либо успокоился, либо собрался, и тогда зрители смогли в полной мере насладиться талантом актёра. И мы увидели неожиданную, почти гротесковую по внешнему своему рисунку и в то же время психологически глубокую игру.

Напротив, ровной была игра Елены Бабкиной в роли Шипы, жены сантехника. Удел героини обеспечивать уют в доме и комфорт мужу. Как истинная еврейка и любящая жена, она вполне соответствует этому назначению. Но душа просит «цветов и музыки». Поэтому тайком от мужа она посещает концерт и искренне радуется принесенному мужем и неумело подаренному букету. Она ревнует мужа к соседке, но делать это открыто, ей не позволяет чувство собственного достоинства, и она буквально каменеет при каждом её появлении. А как потрясающе скорбно, с какой недосказанной нотой укоризны звучат её слова: «Я не хочу видеть эту женщину в нашем доме».

Аяла, дочь семейства Борозовских, в исполнении молодой, талантливой актрисы Татьяны Дорониной, ставшей любимицей казанской публики за эти несколько дней гастролей, сама по себе порывистая. Мы видим её то скромной девушкой, зубрящей «Детскую психологию», которой она должна посвятить жизнь, то страстной влюбленной. Она, при всей тяжести ситуации с пропажей брачного договора, ведёт себя очень достойно с родителями, не обвиняет, не закатывает истерик, хотя жених изо всех сил, сам под давлением «мамочки», которая, для нас, зрителей, остаётся за кадром, давит на девушку.

"Брачный договор"Актера Евгения Жданова, играющего Робика, Роберта Кенола, жениха Аялы,  мы также имели возможность часто видеть на сцене в эти дни.  Его игра имеет некоторые общие черты, что говорит о сложившемся амплуа актёра. Здесь он «маменькин сынок», который изо всех сил старается казаться строгим и принципиальным. В его исполнении виртуозно была сыграна сцена разговора с «мамочкой» по телефону в доме Борозовских, когда герой неожиданно путает, где мама, а где невеста, и выговаривает маме все, что у него накипело. Его психологическому инфантилизму,  внутренней неготовности жить своим умом  противопоставлен герой Евгения Казенова — Буки. Этот юноша, сильный и крепкий, нагловатый на первый взгляд, оказывается вполне разносторонне образованным и душевным парнем. Евгений Казенов узнаваем в каждом спектакле, про этого актера можно сказать, что у него есть мощный внутренний потенциал и обаяние.

Бесконечно обаятельна и актриса Юлия Костылёва в роли соседки Яфы Биренбойм. Актриса с потрясающей мимикой, умением двигаться и  быть смешной. Её героиня, давно овдовевшая, темпераментная, женщина так истосковалась по мужской ласке, что буквально не даёт прохода Элимелеху Бен Цуру, боготворит его и так старается  настроиться с ним на одну волну, что вызывает просто гомерический хохот в зале. Её победа была возможно не за горами, но всё поставил на свои места найденный брачный договор, который был всё это время совсем рядом, на виду, как бабушкины очки.

Наполненный светом, пронизанный юмором спектакль имел настолько огромный успех, что последние аккорды заключительной, очень зажигательной, песни, ставящей точку в спектакле, потонули в гуле аплодисментов, а когда актёры вышли на поклон, зрители всего зала, не сговариваясь, поднялись со своих мест.

Громкие аплодисменты сотрясали стены театра как, к сожалению, этого не происходило на протяжении обидно долгого времени в нашем театре в наступившем периоде чигишевского пустоцвета.  И, сказать честно, мы очень любим труппу казанского ТЮЗа, есть в ней много талантливых, самобытных актёров, но отпускать на родину Волгоградский ТЮЗ было очень печально.

, специально для yakazanec.com

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+