Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
22:55, 02 декабря 2016

В ТЮЗе «Страсти…по Семён Семёновичу».


674576

В эти дни в Казанском театре юного зрителя проходят премьерные показы постановки Т.Имамутдинова «Страсти по Семён Семеновичу» по пьесе Н.Эрдмана «Самоубийца».

Пьеса Эрдмана, того самого, что написал сценарий для таких фильмов, как «Волга-Волга» и «Весёлые ребята», написана в 1928. Она была высоко оценена Луначарским, который в тот период был Наркомом Культуры. Человек , рождённый и воспитанный еще в дореволюционной России, он сумел понять и оценить тонкий юмор автора. Станиславский сравнил Эрдмана с Гоголем. Мейерхольд, едва прочитав рукопись, загорелся поставить это на сцене. Но его многочисленные просьбы к Сталину получали решительные отказы. Впервые опубликована она была в 1969 году, да и то не в России, а в ФРГ, а затем в Швейцарии и только в 1987, т.е. во времена падения социализма, в журнале «Современная драматургия». Чего же так боялись держатели власти, что их пугало?

87686787

Пьеса Эрдмана вполне закономерно прочитывалась ими как политическая сатира на существующий строй, на абсурдность существования в нём человека. И эта несуразность просто таки выплескивается на зрителя с первых минут спектакля.

Мы застаем главных героев — супругов: Подсекальникова Семена Семеновича (М.Меркушин) и его жену (Е.Ненашева) ночью в постели. Семен Семенович будит жену,…чтобы узнать осталась ли у них с обеда ливерная колбаса. «Я всего от тебя ожидала, но чтобы ночью ты с измученной женщиной о ливерной колбасе разговаривал…», — обижается Мария. Семён в свою очередь оскорбляется, узрев в словах о том, что они с «мамочкой» всегда за обедом кладут лучший кусок ему, упрёк в том, что он безработный дармоед. Тонкая, завуалированная ирония заключена в тексте Эрдмана изначально. Супруги произносят пафосные тирады в адрес друг друга, лёжа в постели, что может быть глупее!? Но режиссер усиливает карикатурность ситуации еще и тем, что друг друга они не слушают, а попросту засыпают во время монолога партнёра.

Далее ситуация разворачивается таким образом, что Семён Семенович исчезает из комнаты, успев в пылу спора с женой обмолвиться: ему настолько надоела такая жизнь, что он готов застрелиться. Мария, решив, что Семён намерен исполнить свою угрозу, запершись в туалете, передаёт свою тревогу «мамочке», живущей в соседней комнате (Н.Кочнева). А затем, пытается разбудить и позвать на помощь соседа по коммуналке, Александра Петровича Калабушкина (А.Малыхин), вопя под дверью, что он срочно необходим ей, «как мужчина».

34212342

Далее события разворачиваются таким образом, что Калабушкин, решив заработать на самоубийстве незадачливого Подсекальникова, «продаёт» его смерть,направо и налево, тем, кто хотел бы, чтобы мужчина свел счеты с жизнью не просто так, а за идею. А идей во вновь образованном Советском государстве, как клопов, великое множество. Аристарх Доминикович (С.Мосейко) уверен, что Семен Семенович просто обязан умереть за дело интеллигенции, которая осталась в стороне от строительства коммунизма, мясник Пугачёв (В.Фалалеев) настаивает — за торговый люд, писатель Виктор Викторович (А.Зильбер)уговаривает — за свободу творчества, поп (А.Купцов) – за религию, две женщины: яркая Клеопатра Максимовна (Г.Шакирзянова) и пронырливая Раиса Филипповна (С.Косульникова), соблазняют Семена Семёновича, желая, чтобы в посмертной записке было указано, что он застрелился из любви к одной из них.

Действие происходит в крохотной комнатушке коммунальной квартиры, стены которой облезлы и загажены до безобразия. В стене комнаты Подсекальниковых под старым гобеленовым ковриком обнаруживается огромная брешь, но это никого не удивляет. Декорации комнатушки вообще выглядят хлипко. Режиссер и сценограф (Л.Имамутдинова), видимо, намеренно обузили и без того небольшую сцену ТЮЗа, чтобы передать атмосферу затхлости и тесноты. А так как в постановке занята почти вся труппа, толпящиеся всё равно «вываливаются» из визуального пространства коммуналки, подобно перекисшему тесту. Сам текст, а режиссер следует ему довольно точно, просто пестрит остротами, но произнесённые со сцены, они редко вызывают даже улыбку, хотя паузами и интонацией нам ясно показывают: «смеяться здесь!» В постановке Т.Имамутдинова купирован лишь образ Егорушки, представителя зарождающегося в новой советской действительности класса «стукачей», готовых продать родную мать за идею или даже просто так. Вообще персонажи огромной коммунальной квартиры — страны Советов — не так смешны, как кажется на первый взгляд. Все они мечтают о чём-то и отчаянно за свою мечту борются. Тем более, что «фабрика лозунгов» работает днём и ночью, повсюду говорится о наступившем времени свобод, но на деле лишь туже «закручиваются гайки», Потому и страшатся подсознательно герои своего краха, потому и хватаются за соломинку — жалкого Семёна Семёновича, который ненароком заглянув в глаза смерти, раньше других высказывает желание жить, пусть «шёпотом», «пусть как курица с отрубленной головой, но жить.

3425234534

Так что в анекдотичной ситуации о самоубийце Н.Эрдмана заложено много нешуточной горечи, которая, впрочем, зрителя не обеспокоит, потому что в трактовке режиссера ТЮЗа в политической пьесе смикшированы все смыслы, кроме абсурдности ситуации и комичности положений. И хотя есть ощущение, что треть образов позаимствованы Т.Имамутдиновым из других репертуарных спектаклей ТЮЗа, артисты комфортно в них существуют. Спектакль «сдобрен» хором цыган, где запевалой выступает Д.Язов, которому, кстати, очень идёт костюм, а исполнение цыганских романсов радует слух. Благо, что песен в спектакле так много, как перестановок за кулисами, поскольку каждый раз, когда требуется перемена декораций, плюшевый занавес наглухо закрывается и ими заполняют перерыв. Вовсе неплохо смотрится в роли цыганки О.Лейченко. Хотя заявка на то, что хореографом спектакля выступил известный в театральном мире, как отличный танцор, Н.Батулла, обещала большего.

В целом, спектакль оставляет ощущение несколько сыроватого продукта,(словно режиссер начал разбирать с актёрами пьесу, да…утомился), однако, имеет шансы разыграться и развернуться в полную силу. Хочется только надеяться, что некоторая вялость игры актёров — это волнение, новизна материала, усталость, словом, всё, что угодно, но только не разочарование. Своим режиссером.

Фото предоставлены ТЮЗом, автор Рамис Назмиев

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+