Понедельник, 20 августа 2018 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Понедельник, 20 августа 2018 16 +  RSS  Письмо в редакцию
12:43, 07 декабря 2014

Девочка, хочешь сниматься в кино?


Фильм с таким названием известен каждому рожденному в Советском Союзе. Трогательная история о том, как девочке, ученице третьего класса, предложили яркую роль в кино, а она отказывалась от неё, сбегала со киностудии, чем создавала серьезные проблемы режиссеру и киногруппе, но у неё на то были особые причины. Удивительно, но аналогичная история произошла и с героиней сегодняшнего репортажа — Резедой Хадиуллиной.

Оговорюсь сразу. Резеда непрофессиональная актриса, то есть она не имеет диплома ни государственного, ни какого другого образца, в котором бы чёрным по белому было написано, что она актриса театра или кино. Тем ни менее, её талант, органика даст фору многим профессионалам, а  список  сыгранных ею ролей, хоть и не измеряется километрами, не может не внушать уважение.

Так, фильм «Бибинур», где Резеда  сыграла роль молодой заглавной героини, стал сенсацией в татарстанском кинематографе, и еще долго будет легендой, а может быть точкой отсчёта.

Приз «Серебряный грифон» в 2010 году в Санкт-Петербурге на «Фестиваль Фестивалей».  Гран-при «Лучший игровой фильм» и «Лучшая женская роль» на Международном фестивале Золотой минбар» в том же 2010-ом. Приз лично Резеде, как лучшей молодой актрисе,  за роль Бибинур на Международном  фестивале «Евразия».  Приз «Лучезарный ангел» за художественно-поэтическое решение и самобытность. Приз зрительских симпатий и приз за лучшую женскую роль Бибинур — New York EURASIAN film festival  в 2010 году. Вот неполный список его наград.

Семнадцатилетней девушке, Резеде Хадиуллиной выпало сыграть в этом фильме свою ровесницу — Бибинур. Её героине была предначертана сложная судьба. Любимого человека -Мирзагида- опоив, отняла сестра. бибинур4Случилось так, что осиротел дом милиционера, жену и мать его троих детей зверски убили враги революции. Прослышав об этом, вместе со всеми бросилась утешать трёх ревущих ребятишек Бибинур, да так и не смогла  оставить их, буквально прилипших к ней, заменила им мать.  Даже молоко у девственницы появилось, когда младший из детей, Назип, приник к её груди.  Правда материнство Резеда играла  особенно, ее Бибинур-апа весело купала малышей в ванночке во дворе дома, укладывала спать, и всё у неё получалось играючи, легко и весело.  Как не смеялись соседи над блаженной девчонкой, добровольно взвалившей на себя такую обузу, она была счастлива в своей нужности им. А тут и с хозяином дома, который, по правде сказать, ей в отцы годился, стали отношения завязываться. Не то чтобы она его полюбила, но он был так уважителен и внимателен к ней, что когда  предложил пожениться, она согласилась.  Готовились печь свадебный чак-чак, и  казалось Бибинур, она, наконец, нашла то, что искала. Но, словно туча набежала на ясное небо, погиб, обезвреживая  банду, ее будущий  муж, коршуном налетела  из Ленинграда революционно настроенная родственница, быстро оформила мандаты и собралась увезти детей в город, где намеревалась растить их в интернате в огромной семье сирот революции.  Бибинур, полюбившая детей,  съела  бумагу со свежими печатями на глазах у всех присутствующих. Правда,  двух старших девочек ей отвоевать не удалось, а вот малыша Назипа, который вцепился в приемную маму  так крепко и поднял такой крик, что вмешался председатель, ей оставили. В этой роли Резеде удалось сыграть истинно мусульманскую девушку: скромную, гостеприимную, целомудренную. Как хлопотала она по хозяйству, как угощала чаем гостей дома, как опускала глаза, бросая лишь быстрый взгляд из под ресниц, говоря с мужчиной, а как, зажмурившись, съежившись, словно за это слово на неё могут обрушиться небеса, призналась «Яратам! (люблю)».

7856786Резеда, не хочу пересказывать вашу историю, тем самым лишая читателей  возможности услышать всё из первых уст:   как вы попали в этот фильм? Сколько вам было лет? 

Я была совсем юной, мне было семнадцать,  когда я приступила к съемкам.  Тогда я училась  на первом курсе экономического факультета  Университета, близилась первая сессия, и когда меня пригласили, я сразу же сказала: «Нет! Мне сейчас не до этого!»  Это была правда, у меня на первом плане была учёба.  Даже не смотря на то, что пригласила меня моя хорошая знакомая, мой друг,  Аня Попова, она была администратором на этом фильме, и отвечала за подбор актёров. А она, надо сказать, она очень меня просила.Дело в том, что на тот момент была утверждена актриса на роль старой Бибинур, была девочка, которую мы видим в начале фильма, а девушку на роль молодой Бибинур не могли найти.

То есть, это был по всем статьям ваш шанс сняться в кино у известного режиссера, Юрия Фейтинга, а вы отказывались?

Ну, да! Когда мне позвонила Аня и сказала всё это, я ответила: «Анечка, при всем моём уважении, я никак не могу, у меня учёба! Пожалуйста, не отвлекайте меня!»

 Спустя три месяца был повторный звонок, и тогда я согласилась приехать на пробы. С учёбой я в то время немного разгрузилась, и мне стало интересно.

Сразу понравились режиссеру?

Юрий Николаевич Фейтинг, увидев меня, так как-то…очень скептически на меня посмотрел, потому что со взрослой Бибинур –  Фирдаус Ахтямовой- внешнего сходства у нас было немного. Я бы даже сказала, никакого  не было. Без особого интереса протянул мне сценарий и сказал:  ну, ладно, покажите, что можете!  Я текст видела впервые, сцена была одна из самых сложных,  я очень волновалась…

А что это была за сцена?

Это эпизод, в котором я ссорюсь со своей старшей сестрой в сарае. Она налетела на меня с криком: «Это мой мужчина, не тронь его!» А я должна была отстаивать свою любовь.

Но сцена всё же вам удалась тогда, судя по тому, что вас утвердили на эту роль?

Да! Но мне дали знать об этом спустя месяца два. А это было время томительного ожидания. За время проб я успела вдохнуть этого воздуха, окунуться в ни с чем не сравнимую атмосферу съемочной суеты, успела проникнуться сюжетом и полюбить свою героиню. А еще, я вдруг осознала, что Юрий Николаевич — великий человек. Он работал с  такими актёрами, как Александр Абдулов, Чулпан Хаматова, и мне вдруг так захотелось поработать с ним.

Но наступил «один прекрасный день», когда позвонила Аня и сказала: «Ну, что собирай чемоданы – мы едем в деревню!»

Я знаю,  что режиссер не пожалел о своём выборе,  в своих интервью он отметил легкость и пластичность вашей игры. А каковы ваши впечатления?

Съемки проходили довольно далеко от  Казани, в деревне Алгаево, Мамадышского района. Мы там провели три месяца безвыездно.   У меня было не так много сцен,  но выехать даже ненадолго домой было проблематично. Из-за постоянных дождей неасфальтированные дороги были сильно размыты. Словом, я была «невыездная» три месяца и именно это было для меня самым невыносимым. Дело в том, что я никогда не уезжала так далеко и так надолго из дома, очень скучала по своей семье, по маме.  Я маменькина дочка, привыкшая к маминому теплу, уюту! Сейчас-то  я уже более самостоятельная, и с родителями мы живём раздельно, я в Казани, мама — в загородном доме, но сознание того, что нас разделяет всего шестнадцать километров, и я в любой момент, как только захочу, могу увидеть маму, греет. А тогда нас разделяло километров триста, а сотовый практически всегда был «вне зоны доступа». Чтобы дозвониться, нужно было забраться на самую высокую гору.

Фейтинг был очень строгим?

Нет, он был очень внимательным. Он мог с детьми перед съемками поиграть в прятки, побегать, пошутить. Он всегда  всё очень доходчиво объяснял, и в то же время у него была строгая дисциплина на площадке. Ему было достаточно только пальцем погрозить, чтобы установить тишину. Я его немного побаивалась.

Как местные жители  отнеслись к приезду съемочной группы?

Очень хорошо! Очень! Они снимались в фильме в массовке и вели себя перед камерой, на удивление, естественно, многие очень артистичными оказались. Мы сначала жили в сельской школе, а с началом учебного года, в сентябре, нас «разобрали» по домам жители деревни. И проявили себя как гостеприимные хозяева. Заботились о нас даже вне дома. Могли, к примеру, принести на площадку выпечку какую-то: белеш, кыстыбый или губадью. А когда кто-то уезжал в город, хозяева с собой обязательно давали козье молоко, яйца, творог. Как родных провожали!

бибинур3Вашу героиню в деревне называют сумасшедшей, она и впрямь не такая как все, праведница, но личная жизнь у неё не сложилась. Можно ли сказать, что эта роль повлияла на вас в качестве кармы?

Роль Бибинур окрылила меня, показала, что я могу быть актрисой. А в плане кармы?! Нет, на мне никак не отразилась, пожалуй! Может быть, позже у меня это проявится, но пока всё хорошо.  А вот Фердаус Ахтямова  играла  саму себя точно.  Имя Бибинур переводится как несущая свет! Так вот Фердаус-апа — очень светлый, очень  верующий человек, мы всегда приостанавливали съемочный процесс, когда она читала Намаз.

Опять же, в последнее время  она жила одна, дочка её где-то за границей живёт, как в фильме сын Бибинур. Мужа Фердаус-апы не стало несколько лет назад. У неё как раз много сходства с героиней фильма.

Фердаус-апа, удивительная женщина, мне она очень помогала на съемках, раскрепощала, потому что для меня это был самый первый, ответственный фильм. Светлая ей память, она умерла в 2012 году…

Да! А как вы взаимодействовали с опытными актёрами?

С Ильгизом Зайниевым у нас сложились прекрасные дружеские отношения, но только на  время съемок, сейчас уже не общаемся.  Они все очень хорошие. Принято считать, что актёры — люди влюбленные в себя. Вот у нас таких не было. Эрнест Тимерханов, он из Петербурга приезжал, -отзывчивый, улыбчивый, если надо, поможет всегда. Я с удовольствием вспоминаю дни съемок именно из-за приятной атмосферы.

Но ведь они же профессиональные актеры, а вы – нет, неужели они вас совсем не критиковали?

(смеётся) Нет. Между собой, может, где-то там обсуждали, за спиной, а так нет. В глаза не говорили. Только я почему-то думаю, что и за глаза они ничего не говорили плохого. Не такие они люди, — порядочные, я в них уверена.  Да и они видели результат. Конечно, благодаря Юрию Николаевичу, у меня все вообщем-то неплохо получалось.

457647Вы упомянули, что самой сложной была для вас сцена ссоры с сестрой из-за молодого человека?

Сцена эта снималась ночью. Не припомню уже почему.  Может по графику так выпало, может из-за дождей. Естественно, все хотят спать, а сцена объяснения в сарае, если вы помните, крайне эмоциональная. Сестра меня там бьет в бессильной злобе. А мы с актрисой,Гульчачак, вне площадки, даже поссориться не могли. И здесь помогла система Юрия Николаевича. Перед тем как встать перед камерой, нужно, раз сорок без остановки присесть, и не просто присесть, а, поднимаясь, кричать «Раз! Два! Три!» И так до сорока. Потом он давал понюхать нашатырный спирт, чтобы сердце еще быстрее билось. В таком состоянии выходишь на площадку. И так дублей пять-шесть, наверное, с небольшими перерывами, поэтому эта сцена мне запомнилась как самая непростая.

А какие-то забавные случаи бывали на площадке?

Мне там не до смеха было. Я очень боялась сделать что-то не так! Боялась, что Юрий Николаевич скажет, не мне, а какому-нибудь, пом.режу. например: «Вот эта вот, девочка, что играет молодую Бибинур,  уберите её, она мне больше не нравится!» Я всегда была рядышком, в шаговой доступности, никуда не отлучалась, и уж, конечно, не позволяла себе импровизировать в кадре.

А вы себе нравитесь на экране?

Я уже привыкла. Привыкла к голосу, к тому, что меня снимают с разных ракурсов, и не с каждого я себе нравлюсь. Но я не много думаю о том, как я смотрюсь на экране. Если режиссеру будет нужно, я могу быть совсем без косметики, зализать волосы, надо, чтобы видна была моя лопоухость, пожалуйста.

5437567Фильм в целом на ваш взгляд получился, оправдал ваши ожидания?

Было много сомнений, что режиссер — не татарин — сможет снимать о татарах, отразить их менталитет. Да, Юрий Николаевич, не татарин, ни мусульманин, но до начала съемок он много ездил по нашим деревням, изучал, расспрашивал о наших традициях, тонкостях нашей религии, национальности. И результаты фильма говорят сами за себя, мне кажется, всё у него получилось!

Мне фильм нравится. Я пересматриваю его каждый раз с удовольствием. Хотя было такое, что нас критиковали.  Особенно в первый год, когда мы участвовали во внеконкурсной программе Фестиваля Мусульманского кино. Один журналист задал вопрос, где, мол, вы нашли такую захудалую татарскую деревеньку, где такая грязюка, где нет газа. Это потому, что не было в кадре ни одной газовой трубы возле дома . Но это же настоящая, не искусственно созданная деревня в Мамадышском районе, там, действительно, не было ни газа, ни воды, ни асфальтированных дорог.  Тут и искать ничего не надо, можно просто проехаться по районам.

На что вы потратили свой первый гонорар?

Да, это был первый в моей жизни крупный заработок. Я съездила за границу.  Мне очень хотелось  самой, без помощи родителей, оформить путёвку, самой заплатить за неё.

Это конечно не сравнится с тем, что Фирдаус Ахтямова свой гонорар  потратила на то, чтобы совершить хадж в Мекку.

В последнее время много разговоров о том, существует ли татарстанский кинематограф, вы как думаете?

Конечно! Первая моя роль, эпизодическая, была в короткометражке «Бабай» режиссера Альберта Шакирова, когда я еще была ребенком. Только что снялась у Салавата Юзеева в фильме «Курбан-роман», много знаю об Ильдаре Ягафарове, есть и другие режиссеры, много.

imageВыходит, что ваша приятельница, Аня Попова сыграла в вашей жизни немаловажную  роль, а кто она была для вас?

Она окончила Казанский Институт Культуры и пришла в нашу школу №9,  преподавать актёрское мастерство. И как то выделила меня, предложила мне создать театр двух актеров. Она сама писала сценарии, мы ездили по различным фестивалям, брали награды, премии, статуэтки, призы зрительских симпатий. Да, если где-то жюри нас немного критиковало, то зрители нас поддерживали, она стала моим товарищем. Теперь она в Москве. Всё так же, человек искусства, она без этого не может. Она же меня пригласила участвовать в новом фильме «Курбан-роман».

В фильме «Курбан – роман» у вас с Искандером Нуризяновым роли второго плана, но взаимоотношения ваших героев таковы, что на их фоне ссоры братьев друг с другом, ссоры мужа и жены выглядят очень выпукло, контрастно. В отличии от них, у ваших героев полное взаимопонимание и мир. А в жизни у вас с партнёром, Искандером Нуризяновым  какие отношения?

В каждой героини или герое пытаюсь найти себя, и добавить что-нибудь своё. В этой роли я посчитала главным, то, что моя героиня любит своего мужа, трепетно к нему относится. В кадре показать любовь с моей стороны было несложно, а получилось ли это правдиво или нет, уже другой вопрос.   С Искандером  очень комфортно  работать, в профессиональном плане он очень гибкий, разноплановый.  Съемки в «Курбан-романе»  были первым опытом  совместного творчества. С тех пор мы уже не раз работали вместе.  Мы играем семейную пару в комедии «Удивительны случай» на сцене «Молодёжного театра на Булаке», и в сказке « Маша и Медведь». Искандер  помог нам в создании  спектакля  «14 писем к …». Я ему очень благодарна, но показ этого спектакля, к сожалению,  пришлось приостановить.

Сложно охарактеризовать наши отношения в жизни, я думаю, они дружеские, не знаю, как считает Искандер.  У нас в «Театре на Булаке» располагающая атмосфера в коллективе, поэтому  у меня со всеми  хорошие дружеские отношения!

Я была на спектакле «Удивительный случай». Могу сказать что маленькая сцена театра, где нет возможности установить много декораций, обязывает актёра держать внимание зрителя каждую минуту. И вы блестяще с этим справляетесь. А вот, что думает о вас Искандер у нас есть возможность узнать, я попросила его рассказать о вас и вот что он ответил.

Искандер Нуризянов:  

Резеда удивительный  человек, актёр и друг.

Одна из редких черт её характера — врожденная интеллигентность! Но при этом ее чувство юмора, острое, актуальное, тонкое, просто поражает.

Она замечательный партнер. С одной стороны, обладает удивительным чувством правды на сцене, с другой, она тот актёр, который легко идёт  на импровизацию.  Способность помочь и поддержать на сцене в любой ситуации дорогого стоит!

Сниматься в кино особый процесс, некое волшебство! Особенно в первый раз — очень волнительно! Резеда была неким старшим товарищем, у нее уже был опыт съемок! В перерывах весело проводили время, смеялись, подшучивали друг над другом.  А на первый съемочный день чуть не опоздали. Ехали и заблудились, понадеялись на навигатор. Блуждали на просторах Высокогорского района. Но благо люди нашлись, подсказали, помогли. Успели.

Это все позволяет говорить о ней как о прекрасном актёре и человеке. Казань может ею гордиться!

Резеда, во сколько же лет начали театром заниматься, актёрством?

Примерно класса с девятого. Хотя и до этого я точно знала, что только закончу одиннадцатый класс, сразу поеду поступать во ВГИК. Мне, конечно, кино интереснее, чем театр. Но потом, поняла, что важнее получить нормальное образование, а не актёрское.

А актерское – не нормальное?

Ну, не то чтобы ненормальное, но не правильное что ли. Не могу сказать.

Я закончила экономический факультет КФУ. Но по специальности не работала. Была администратором и зам.директора «Театра на Булаке». Да, много я перепробовала профессий, но всё это не моё.

Поэтому теперь я в свободном полёте, пробуем что-то делать с режиссерами. Театральные площадки города пытаемся завоевывать. На Булаке у меня мало ролей, потому что там костяк уже сложившийся на базе выпускников театрального училища под руководством главного режиссера Фаткуллина Рустама Муллануровича. Есть спектакли, где у меня буквально эпизодические роли.  И камерный спектакль по М.Горькому «Страсти-Мордасти» спектакль очень важный для меня и особенный.

Т.е. все таки вы с театром свою жизнь связали?

Пока что да. Но что на деньги, заработанные за сыгранные роли, вряд ли можно прожить на сегодняшний день, по крайней мере, в Казани. Нельзя сказать, что театральное дело здесь развивается, что театры поддерживаются государством. Я не говорю сейчас о Камаловском, Оперном, или Качаловском. Антрепризные же театры, маленькие, обречены бороться за выживание. Мы едва успеваем выпустить спектакль, как у нас отнимают площадку.

А как вы встретились с Вероникой Валерьевной-режиссером двух спектаклей с вашим участием?

Просто разговорились. Я сказала, что тоже имею отношение к культурной жизни, призналась, что снималась в картине «Бибинур», мол, будет желание, посмотрите. И всё, на следующий же день она мне позвонила, сказала: «Резеда, фильм мне не понравился, но ты! Такая органичная!» И кучу комплементов мне наговорила и предложила что-то делать вместе.

Вы играете мальчика-инвалида в спектакле «Страсти-мордасти», каково это?

Вот если скажу, что легко, не подумайте, что я слишком талантлива. Но именно усилий мне прилагать не приходилось. Может просто я пыталась понять, как он живёт. Вероника Валерьевна мне много помогала в этом, советовала фильмы какие-то посмотреть, видео различные о детях-инвалидах. Он же жизнерадостный, оптимист у нас, наш мальчик, он же как будто привык к тому, что у него ног нет, он кажется и не переживает.

А сами вы как относитесь к инвалидам? Вы стремились создать образ собирательный или скорее вымышленный?

Скорее — вымышленный! Среди ребят-инвалидов трудно встретить оптимистов. Мы часто выступаем и относительно недавно ездили с благотворительными программами в ДРКБ, я имела возможность ближе познакомиться с ними. Мало кто из них хочет жить и бороться. Наверное, это зависит от взрослых, от окружающих, которые не очень-то их поддерживают, не дают надежды.

Резеда, а  на улице вас узнают?

Нет. Хотя частные случаи бывают, — люди, которые интересуются татарстанским кинематографом. Но много и таких, которые и не слышали о «Бибинур».

980870 3124356346 12344324Вам бы хотелось, чтобы вас узнавали?

Я, если честно, мечтала об этом в детстве! Кто не мечтает! А сейчас хотелось бы скорее, чтобы не просто узнавали, а подходили со словами. «Я видела, как ты играешь! Слушай, здорово! Меня так тронуло!» Еще если люди плачут, если их трогает твоя игра, твой образ, эти слёзы и слова — это самая большая награда для меня!

В театре есть возможность со временем что-то переосмыслить, переиграть, додумать. А в кино — нет! Сыграл один раз  и всё, уже ничего не изменишь. Но в этом тоже большой плюс – на экране ты навсегда остаёшься такой, какой ты была. Но хотелось бы, чтобы и через много лет фильм трогал тебя и зрителей так же как вначале.

По жизни вы актриса?

Если имеется ввиду, играю ли я в жизни? Нет, не играю! По улице хожу всегда хмурая. Да, я такая, это я сейчас улыбаюсь! Не надо думать, что если актриса, то всегда жизнерадостная и улыбающаяся. С утра могу выйти из дома не в духе, это потом, когда я уже начинаю общаться с людьми, которые мне приятны, у меня настроение поднимается.

А поругаться можете?

Могу отругать водителя, который меня подрезал, если я за рулем, особенно, когда утро недоброе. Но при этом всегда вспоминаю слова мамы. Наш папа тоже может накричать на «провинившегося» водителя. Она всегда говорит: «Зачем кричать на него, если он все равно не слышит, а выслушивать приходится нам!»

Резеда пока не помышляет получить диплом актрисы, главным образом, потому, что второе высшее в нашей стране — платное, а она считает не правильно сидеть на шее у родителей. Но то, что Резеда — самородок, который не подвергся еще огранке, видно сразу, стоит ей только выйти на сцену. Другим её талантом можно назвать умение дружить. Талант, который в наше время дан далеко не каждому. Доказательством этому приводим слова людей, хорошо знающих Резеду.

Ольга Чернякова (близкая подруга):

Знакомы мы с Резедой с первого  класса. Резька, — так мы ее называем в кругу близких подруг, — всегда была очень активной девочкой. Еще в школе ей нравилось придумывать, организовывать праздники, постановки. И  все это было очень весело, всегда получалось. Талант ее начал проявляться уже тогда, ее тянуло в театр, а после ее первой роли в художественном фильме «Бибинур» все были шоке.

В жизни и на сцене она совсем разная. Ей приходится по-настоящему перевоплощаться. И образы она может создать разные. В Бибинур-скромная деревенская девочка, в «Писма к…» это 10-летний мальчик, больной раком, «Страсти-мордасти» — маленький безногий мальчик. В жизни же она очень веселая. Всегда шутит и поднимает настроение. Резеда — очень добрый и мягкий человек, нужно сделать что-то по-настоящему ужасное, чтобы с ней поругаться.

Вероника Чапегина (режиссер постановок «14 писем к …» и «Страсти-мордасти»:

У Резеды  высокий дар, который она не может в полную силу раскрывать и развивать, т.к вынуждена зарабатывать себе на кусок хлеба. Мы все — кто не относится к гос. театрам — в похожей ситуации.

К сожалению, в театре на Булаке, где она играет, нет режиссера, который бы занимался ею, у нее там две ерундовые роли, которые никак не способствуют развитию ее таланта. А у нее стихийный дар,  и никакого специального образования. Что касается того, насколько я ее знаю… очень мало знаю, она человек не открытый, она вещь в себе. Но она совершенно замечательный человек — это я знаю точно. Удивительных и редких качеств: доброты, порядочности, интеллигентности, отзывчивости… в ней есть внутренняя какая-то тишина, от нее веет покоем, полностью отсутствует суета. Я благодарна Богу, что он дал мне ее на моем пути.

Я надеюсь, что Бог все же создаст условия, при которых она получит возможность развивать дар, которым Он же ее и наградил.

Об авторе: Ирина Ульянова

Посмотреть все публикации автора

Новости партнеров

Рейтинг@Mail.ru

© 2018. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+