Суббота, 20 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Суббота, 20 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
23:48, 23 декабря 2014

Мастерство «Ремесла» растёт с каждым годом.


В Казани подошла к концу неделя, посвященная VI Международному  фестивалю молодой татарской режиссуры «Ремесло». Он проходил с 15 по 21 декабря. В этом году в нём участвовали театры  из Альметьевска, Казани, Набережных Челнов и Туймазы. Всего в афише «Ремесла» было представлено 12 спектаклей, а также новинка – читка четырёх новых пьес на татарском и русском языках. В фестивале  традиционно принимают участие молодые режиссеры, есть среди них те, что уже являются штатными режиссерами государственных театров, есть и дебютанты.

Одной из главных особенностей фестиваля «Ремесло» является обсуждения-разборы, которые устраиваются после  каждого спектакля, где могут высказаться не только критики, но и все желающие. Пять лучших российских театральных критиков в этом году обсуждали работы. Среди них: Алексей Гончаренко – ведущий специалист кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России; завлит театра им. Г.Камала театра Нияз Игламов; театральный критик из Санкт-Петербурга, редактор «Петербургского театрального журнала» Оксана Кушляева. В коллегию критиков VI «Ремесла» вошел и известный казанским театралам Олег Лоевский, заместитель директора Екатеринбургского Театра юного зрителя, театральный критик, драматург. Возглавил команду Александр Вислов – старший научный сотрудник института искусствознания Академии наук РФ, преподаватель театроведческого факультета ГИТИСа, председатель экспертного совета Всероссийской театральной премии-фестиваля «Золотая маска» в 2015 году.

Пожалуй, впервые, на шестом фестивале широко были представлены театры Казани. Один из главных организаторов фестиваля, завлит театра им.Г.Камала Нияз Игламов  не раз говорил о том, что основная цель форума — стимуляция и взращивание местных режиссерских кадров. И то, что удалось составить столь разнообразную программу  из спектаклей, поставленных только молодыми режиссерами Татарстана, означает, что  ожидания организаторов оправдываются.

Открылся фестиваль новой работой камерного театра «Акт» «Антигона» по пьесам  Б.Брехта/Ж.Ануя.  С двумя работами выступил казанский ТЮЗ. Оба спектакля по пьесам современных драматургов. Также две работы молодых режиссеров заявил на фестиваль театр кукол «Экият». Под общей рубрикой «западноевропейские драматурги на сцене татарского театра» можно объединить два спектакля на татарском языке. Шекспировского «Ричарда III» на суд критиков и зрителей представили камаловцы, инсценировку романа Эрих Марии Ремарк «Всё мы люди» показали артисты театра К. Тинчурина. На десерт организаторами был назначен дебют в режиссуре Ильи Славутского в  русском драматическом театре им. В.Качалова.

Неделя фестиваля «Ремесло» может быть приурочена ко дню, который театралы считают днём национального театра. Именно 22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый спектакль на татарском языке. Это событие, перевернувшее самосознание татарского народа, стало точкой отсчёта становления культурной идентичности татар. Сегодня татарских театров в Республике Татарстан больше, чем русских, все они разные,все они востребованы, и не только татароязычным зрителем, поэтому появление молодых режиссеров не может не радовать.

Richard1Спектакль «Ричард III» по одноименной пьесе В.Шекспира в постановке молодого режиссера Ильгиза Зайниева удивил не только своей актуальностью. Всё в нём: декорации, одновременно отсылающие к прошлому  сводчатой формой и к будущему — своей конструкцией; странные ассиметричные костюмы и прекрасная игра актёров заставляли забыть о месте и времени происходящего. Главный герой Ричард – четвёртый сын английского короля. Уродливый от рождения, он был обречен не только забыть о троне, но мог стать знатным шутом при дворе своего отца. Однако, распри между двумя фамилиями, его умение манипулировать людьми, играть на их слабостях, и плести интриги, помогли ему расчистить путь к трону. В исполнении Искандера Хайруллина Ричард, обаятельное чудовище, не зрителей в свидетели своих  вероломных подвигов призывает его герой – высшим сферам вызов бросает, выходя за границы земного существования, он не боится даже смерти. В его руках зло, предательство, убийство приобретают характер мальчишеской  игры и будничную окраску. Воистину перед зрителями, сцена за сценой, разыгрывался качественный европейский спектакль. Лишь один персонаж внятно и сильно выражал на сцене национальную составляющую: королева-мать в исполнении Алсу Гайнуллиной, играющая убитую горем, но полную достоинства преждевременно состарившуюся женщину, проклинающую собственного сына за всё то зло, что он причинил братьям.

Ясность и простоту существования отметили критики, говоря о спектакле «Все мы люди» Э-М. Ремарк в постановке Резеды Гариповой в театре им.К.Тинчурина. Пространство сцены не перегружено декорацией, удачны мизансцены, спектакль существует на грани театральности и реальности, создаётся тревожная атмосфера предчувствия войны. Не обошлось без нескольких замечаний. Наряду с интересными режиссерскими находками драма немцев, вынужденных покинуть фашисткою Германию в конце тридцатых, разыгрывается на фоне штампов, сверенных с советскими учебниками. Если фашист, то с губной гармошкой, если официантка, то грубая и горластая, если провокатор, то мерзкий и липкий до мозга костей. Отношения между героями намечены лишь пунктиром, в результате, спектакль лишен пронзительности, которую предполагает автор произведения. Игра главных героев и режиссура Резеды, однако, сделали спектакль жизнеутверждающим. И смелым. Одно желание поставить Э-М Ремарка в театре, где публика привыкла видеть пьесы татарских драматургов, историй с большим количеством песен и танцев, уже дорогого стоит.

золушка1Два молодых актёра казанского театра кукол «Экият»: Рафаэль Тагиров и Евгения Кладова также взяли на себя смелость поставить в своём театре спектакли. Юноша и девушка – студенты кафедры режиссуры  Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства мастерской А. Стависского. Художником-постановщиком спектакля «Золушка» выступила наша землячка, выпускница отделения театральных художников той же Академии — Екатерина Спиридонова. У критиков было много замечаний к обоим спектаклям. Главное, чем были недовольны они в постановке Рафаэля Тагирова это то, что он не довёл до конца всё задуманное. А идеей постановщика «Золушки» по сложному тексту Е.Шварца было рассказать всемизвестную историю с помощью музыки и музыкальных инструментов. Хоть и превращаются  виолончель в дом лесничего, где живёт семейство Золушки,  большие барабаны — в карету, барабаны поменьше — в колёса кареты, грушевидные чехлы  в сказочный лес, а мучения бедолаги лесничего  ассоциируются с нарочито-нудными звуками скрипки. Все же начатая в первом акте, история с музыкой сходит на «нет»  во втором. Зато критики отметили игру с размерностью, например, король из капризного человека, недовольного «постными» лицами придворных, превращается в короля-куклу-шутника и добряка. Он весьма расстроен мрачным видом своего лесничего, но с победоносным криком: «Ну что?! Попались!» подкарауливает щебечущих на скамейке придворных дам. Фея материализуется прямо из звездного неба и занимает всё зеркало сцены. Рафаэль Тагиров активно использовал видеоинсталяции, что также заинтересовывало зал, заполненый детьми, придавало спектаклю вид волшебного действа. 

kladovaМузыкальная сказка  по пьесе А.Егорова «Альбом для дочки» в постановке Евгении Кладовой, в основе которой лежит история дочери известного композитора Низиба Жиганова и его музыка, представляет собой приключение в детской. В отсутствии папы девочка, её играет сама Евгения, попадает в сказочную страну, а вместе с ней там оказываются её любимые игрушки, которые, как водится, оживают по ночам. Всё бы хорошо, но неудобная конструкция огромного белого рояля, занимающего всё пространство малой сцены, чрезвычайно затруднила работу артистов, работающих с куклами, использованные теневые  силуэты показались зрителям примитивными и плоскими, хотя сама попытка проектного спектакля и тот факт, что администрация театра не побоялась доверить неопытным режиссерам сцену, дала возможность творить в стенах родного театра молодым была оценена критиками.

В рамках фестиваля «Ремесло» на Малой сцене Театра Камала детям с ограниченными возможностями был показан еще один необычный проект режиссера К.Жерните. Кукольный спектакль «Ежик и туман» по сказкам С.Козлова, адаптированный для слепых. Его привез в Казань Набережночелнинский театр кукол. Слабовидящих детишек приглашали на сцену, где они становились героями сказки.

Два спектакля казанского театра юного зрителя критики назвали знаковыми в истории театра, который в последнее время свернул с пути интеллектуального  в сторону легковесных   комедий. Оба спектакля, и «Приключения Свена» Ю.Клавдиева в постановке Ю.Захаровой, и «Любовь людей» по пьесе Д. Богославского в трактовке только что назначенного на должность главного режиссера ТЮЗа Туфана Имамутдинова рассчитаны на зрителя думающего и неравнодушного.  «Иногда названия спектаклей  имеют второстепенное значение по отношению к тому, что труппа, рабочая, талантливая, вздохнула свободно и смогла играть в полную силу,  — сказал  театральный критик Олег Лоевский. — И в этом смысле, я считаю спектакль состоявшимся».  Пьеса «Любовь людей» была написана автором четыре года назад, но быстро стала популярной, несколько театров страны взяли её в свой репертуар. «Пьеса не однозначная, и не такая простая, как кажется на первый взгляд, — сказала о ней О.Кушляева, театровед, редактор Петербургского Театрального журнала, — она может притвориться детективом и деревенской историей, кто-то из режиссеров поворачивает её  чёрной поэтической или притчевой стороной. У меня ощущение, что здесь сделана попытка окунуться в разные стихии». Это и стало основным и единодушным  замечанием критиков, которые признали, что каждый персонаж жутковатой истории, о том как жена неизлечимого алкоголика, жертва постоянных побоев убила своего мужа, — играет «свою историю».  И любовь разных людей: продавщицы Машки – безответная, «противостоящая чужим грехам и обидам», Сергея- жертвенная, Ивана – преданная и безусловная, Люськи — инфернальная, Чубасова-земная,  Лидии Федоровны и Ольги Борисовны — материнская, словно не пересекается, не сливается во что-то целое. Мотив того,  как человек, у которого вроде бы есть всё для счастья, разрушает себя, свою жизнь, и жизнь всех окружающих, близок режиссеру, Туфану Имамутдинову, он появлялся в его постановках и раньше, но в этом спектакле, молодой режиссер оказался заложником сценографического решения своего спектакля. Деревянная установка, способная завораживать и тревожить, когда описывает круги, трансформироваться, изображая разные пространства необычна и даже оригинальна. Но сцены, заполняющие паузы, к сожалению,  разрушают атмосферу истории, которую хотят донести до зрителя артисты и режиссёр. Однако, при всех замечаниях, работа режиссера с актёрским составом спектакля, ряд мизансцен заслуживают высокой оценки.

И, наконец, спектакль «Мышеловка» по пьесе А.Кристи – режиссерский дебют ведущего актёра  качаловского театра Ильи Славутского критики оценили как «хорошо сделанный спектакль». В нём детально, от картинок до манеры общения, воссоздана атмосфера английского респектабельного общества, в котором внезапно начинают происходить убийства. Всё: костюмы, декорации, фарфоровая посуда, чемоданы – соответствуют в нём своим оригиналам, и критики сошлись на том, что зритель сам того не замечая, начинает следить за тем, как выставляется на столик чайный сервиз, как разливается по чашечкам кофе, а виски по бокалам, как существуют герои внутри всего этого изысканного пространства, в доме, по сюжету, основательно занесенном снегом. И потому первое убийство-удушение капризной миссис Бойл в исполнении засл.арт. РТ Антонины Ивановой, не сильно впечатляет, как зрителей, так и героев истории. Хотя роль чопорной, вечно всем недовольной старой девы актрисе определенно удалась.  Сочно, ярко, захватывающе были сыграны образы Сержанта Троттера/ засл. артист РТ  Марат Голубев/ и Кристофера Рена  / Алексей Захаров/, а также хорош был Илья Скрябин в роли Мистера Паравичини. Супруги Рэлстон, принимающие гостей в своём только что открытом пансионате, их играют   засл. арт. Татарстана Елена Ряшина и Александр Малинин, были весьма холодны друг к другу, что впрочем позволяло сомневаться в том, что они те, за кого себя выдают, и подозревать их в убийстве в числе других. Однако, критики рекомендовали актёрам обозначить в своей игре отношения между собой. Спектакль, хоть и несколько затянутый автором — Что делать? Из детектива слов не выкинешь! — выглядит весьма профессиональным и позволяет сказать, что если ученик главного режиссера качаловского театра А.Славутского и не превзошел учителя и отца, то точно его достоин.

Подводя же итог фестивалю, можно смело сказать, что он состоялся, был рабочим, полезным, интересным и разножанровым, а главное обозначил, что в Татарстане есть режиссерский потенциал и молодые режиссеры Республики способны на многое.

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+