В Казани продолжаются читки по пьесам, победившим и попавшим в шорт-лист драматургического конкурса PRO/Движение, организованного Центром современной драматургии и режиссуры «Первый».
В воскресенье в творческой лаборатории «Угол» была прочитана пьеса Олега Михайлова «Телеграмма». Автор пьесы уже состоявшийся драматург, прочно вписавший своё имя в десятку лидеров новой драмы, лауреат нескольких престижных конкурсов.
«Телеграмма» написана в 2014 году. Драматурга вдохновила судьба латышской актрисы Марии Лейко, репрессированной в 1937 году. Взяв в качестве канвы повесть А.Гайдара «Чук и Гек», Олег Михайлов использовал фрагменты из произведений У. Сарояна и Р. Блауманиса, дневников Е.Шварца, стихов М. Лисянского и Е. Евтушенко. Существенным отличием пьесы О.Михайлова от повести А. Гайдара о потерянной в пылу спора близнецов телеграмме, в том, что в конце повествования мы узнаём страшную правду — телеграмма дошла до адресата. Страшную, потому что Женщина не поехала в Сибирь и не встретилась с заключенным мужем, а, как было предложено в «Молнии», задержалась в Москве. И всего то на две недели, но они сыграли роковую роль в её жизни — Мария Лейко была арестована, а вскоре расстреляна.
Повествование идёт от лица дочери репрессированной актрисы — девочки, которая бесследно пропала, и не только она сама, но и имя её было расплавлено в котле советской детдомовской системы. Тема потерянного имени, а так же многоликости политических сирот — детей врагов народа отражается в том, что Девочка постоянно меняет имя куклы, которой назначено изображать её брата. Она называет его, то Кешка, то Генка, то Санька, то Гришка, то Павлик, то Гошка-Серёжка.
Пьеса опытного драматурга, и, что немаловажно, бывшего актёра, пожалуй, образец сценичности и может быть отнесена в разряд «хорошо сделанных пьес» — только опытный зритель может увидеть те мостики, что перебрасывает автор к темам, которые он поднимает, те кирпичики, из которых он строит действие, аккуратно формируя стыки. «Телеграмма» рассчитана на трёх актёров, которым по ходу действия предстоит перевоплощаться в различных персонажей и минимум реквизита.
Героиня Девочка, одевая то красную косынку, по моде 30-х годов, то, повязывая платок по-деревенски концами назад, ненадолго становится Комсомолкой, затем Попутчицей.
Герой Мужчина, — человеком, называющим себя Почтальоном. Он заехал в столицу «на минутку», потому что здесь ему быть нельзя, только для того, чтобы передать весточку от отца девочки из далёкой Сибири и посоветовать женщине: как можно скорее покинуть это «гиблое место». А затем в Попутчика – подозрительного НКВДешника, потом в Извозчика-татарина, и, наконец, в Сторожа-уголовника.
В своём образе назначено прибывать только Женщине. Эту роль взяла на себя куратор читки, актриса ТЮЗа и педагог театрального училища, Елена Калаганова. В пьесе О. Михайлова и в исполнении актрисы, довольно схематичная мать в первоисточнике — повести Гайдара, обретает человеческие черты — на лице её часто отражается «смесь страха, усталости и гнева», а также профессию — актрисы театра. Елена использует для своей героини приглушенные краски. Словно загнала глубоко внутрь себя актриса,- а по сюжету она служит в театре, где играют только женщины – мужчины все до одного арестованы — свои эмоции: и радость, и гнев, и чувство несправедливой обиды, и смирение, и страх, но чем сдержанней игра Елены, тем сильнее ощущается боль и тоска по утраченному счастью, пронизывающие всё действие. Как свидетельство этому звучат ремарки автора. Женщина достаёт из кармана шубки фляжку с коньяком — без него не выжить! Сняв шубку, бросает её на пол и сама садится на неё. Чем не образ попранного счастья?!
Актёров: 16-и летнюю Алёну Шишкину и 17-ти летнего Кирилла Волкова – студентов второго курса театрального училища, от страшных времен сталинских репрессий и их героев отделяет целая эпоха. По словам молодых актёров, они по-настоящему вникли в тему лишь во время разбора пьесы и непродолжительных репетиций. Помогали костюмы. Играя два возраста одной героини, Девочку и Девушку, Алёна Шишкина одела розовое платье с рукавами-фонариками, туфельки поверх белых носочков, в косички вплела узкие атласные ленты алого цвета по моде тех лет.
Игру Алёны отличала пониженная тональность, намеренный, указанный в авторских ремарках, отказ от выспренних интонаций. Вообще удивительно, как эта девочка с умными глазами и красивым тембром голоса смогла справиться со столь трудной задачей, ведь на её долю выпала львиная доля текста. Контрастировала с её сдержанностью живая, щедрая на эмоции, игра Кирилла, который лихо преображался в каждого нового героя, всего то, надев на себя шапку-ушанку или форменную фуражку НКВДешника.
Поскольку автор пьесы – Олег Михайлов отсутствовал, обсуждение проводить не стали. Директором Центра Анастасией Радвогиной и художественным руководителем Юлией Захаровой зрителям было предложено лишь заполнить фирменные бланки «Центра.Первый», ответив на несколько вопросов: Какие поднятые в пьесе темы и проблемы кажутся особенно важными для вас? Какие вопросы вы хотели бы задать автору? Хотели бы вы увидеть сценическое воплощение этой пьесы в форме эскиза или спектакля?