Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 19 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
21:37, 29 августа 2018

Фильм открытие Казанского кинофестиваля


В кинотеатре «Мир» в преддверии XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино журналистскому сообществу представили фильм-открытие. Зрителям предстоит увидеть картину  4 сентября, в день открытия  кинофорума в кинотеатре «Ривьера».  В этом году единогласным мнением жюри была названа лента «Саякбай. Гомер 20 века» кыргызского режиссера Эрнеста Абдыжапарова.

Фильм-открытие на фестивале, как правило, особый,  выдающийся. Он не вступает в единоборство с фильмами конкурсной программы, но задаёт тон. В этом году девиз казанского фестиваля мусульманского кино «Через диалог культур к культуре диалога» в фильме-открытие обозначен в новом ракурсе.

Картина посвящена жизни и творчеству Саякбая Каралаева, величайшего сказителя эпоса «Манас». Крупнейший кыргизский эпос, назван так именем богатыря, который во времена бед, войн и лихолетий кыргыз,  приходил на помощь своему народу и отдельным его представителям.  «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире. По словам члена отборочной комиссии, киноведа Сергея Анашкина, картина «Саякбай» выбрана в качестве фильма-открытия неслучайно. Лента посвящена эпизоду жизни выдающегося писателя Чингиза Айтматова, 90-летие со дня рождения которого  в этом году широко отмечается в России и странах СНГ. «И хотя Айтматову  в картине отведена не главная роль, возникает мотив преемственности поколений, связи культур: традиционной и современной, от «Манаса» к Айтматову», — рассказал Анашкин.

«Манас – бессмертный памятник древнейшей культуры, — сказала перед показом исполнительный директор XIV Казанского кинофестиваля Миляуша Айтуганова, представившая картину, — Это связь поколений, та ниточка, которая ведет к генетической памяти, аутентичности народа. Я не могу сказать, что фильм идеален по своим техническим параметрам, но призываю вас проникнуться  его атмосферой».

Мировая премьера фильма состоялась 31 августа 2017 года на Международном Монреальском кинофестивале. На этом престижном кинофоруме  картина была удостоена приза «Лучший инновационный фильм». На кинофестивале в Нью-Йорке и Лондоне, как лучшие были, отмечены  операторская работа и монтаж.

Работа оператора Хасана Кыдыралиева и способ монтажа режиссера Эрнеста Абдыжапарова, действительно, заслуживают восхищения. Уже созерцая первые кадры, зритель проникается особой атмосферой места действия. Парящего на алом фоне орла-символа эпоса, сменяет бескрайняя степь, переходящая в бесконечное море. На границе моря и суши простенький дом-мазанка с открытой террасой. Возле него автомобиль, тщательно укрытый брезентом от солнца и ветров.

Кадры с пожилой женщиной, развешивающей белоснежной бельё на невидимые глазу веревки, перемежаются с кадрами, едущего по бездорожью в кабине советского тряского  грузовика, мужчины. Грузовичок оставляет за собой длинный хвост  из пыли. Мужчина молод, худощав, слегка нелепо смотрится на нём шляпа, костюм и галстук. 1957 год. Еще никому не известный Чингиз Айтматов, -в этом качестве снялся сын великого писателя, Эльдар Айтматов,-  студент Литературного института в Москве,  навещает рассказчика «манасчи» Саякбая, чтобы лучше понять эпос Манаса.  Главный герой, актёр Марат Жантелиев, -к слову сказать,  необычайно похожий на свой оригинал, -впервые появляется весьма оригинально. Он выбегает из дома с криками, что ему приснился сон: к ним едет важный гость, и требует, чтобы жена немедленно поставила самовар и приготовила угощение. Его супруга Бейшекан (Тынара Абдразаева), — его противоположность, излучающая спокойствие и уверенность, она  не спеша  исполняет желание главы семьи.

Приезд молодого писателя, которого хозяин вначале примет за обычного городского «пижона», послужит спусковым крючком  для воспоминаний и мы узнаем, как непросто складывались отношения у этой пары. Он – борец с басурманами, она – дочь «классового врага». Натерпевшись от трёх жен своего деверя, постоянно попрекающими её отсутсвием навыков к крестьянскому труду, Бейшекан, вне себя от счастья бежит к мужу, вернувшемуся с гражданской войны. Но тот (Бактыбек Нурматуулу) обдаёт её холодом превосходства победившего класса рабочих, обнимая и одаривая подарками всех домочадцев, кроме неё. Встреча супругов в юрте – на редкость удачная сцена. «У киргизов не принято недоливать кумыс!» — с улыбкой скажет Саякбай. В ответ молодая женщина (Рахат Божокоева) резко поставит перед ним до краёв наполненную пиалу. Оператор останавливает долгий взгляд камеры на том, как  двумя молочными ручейками заструится по ковру   выплеснувшийся кумыс, прежде чем  сольется в одну реку. «У кыргызов не принято проливать кумыс» — выдохнет  Саякбай, с удивлением глядя на тоненькую, точёную фигурку разгневанной Бейшекан. Но та, прокричит: «Что расправился с басмачами?! Позабыл, что юрта с убранством, эти кобылы, дающие вам кумыс, и всё это хозяйство – приданное дочери басмача! Не намерена больше терпеть! У меня тоже есть достоинство!» Легко вскочив на коня, галопом умчится в степь, не оглянувшись на бегущего за нею на глазах у всей родни любящего мужа.

Как помирились молодожены, остаётся за кадром, зато сегодняшние отношения пожилой пары наполнены вечным противоборством и неразрывной связью двух начал. Она просит оставить на время гостя в покое, обождать с расспросами. «А что я должен молчать? – с напускной строгостью покрикивает он на жену, сдвигая густые брови, — А мне поговорить можно?!» А в ответ слышит спокойное : «Конечно, милый, сам Бог велел тебе говорить. Если ты замолчишь, то Вселенная не выдержит и лопнет от твоего молчания!» Но на этом шутливая перепалка двух нежно любящих друг друга стариков не заканчивается. «Весь мир держится по твоему позволению! Спасибо тебе за наше спасение!»-проворчит Саякбай.

Позже, уже в конце фильма, как итог, прозвучит мысль о том, что благодаря  таланту рассказчика «манасчи», которым одарил его Бог, сохранился кыргызский эпос, с ним память народа, а значит и  народ. Но сам Саякбай уверен, что именно Бейшекан, его жена, помогла ему сохранить в себе эту благодать. «Смог бы я взлететь так высоко, не будь тебя, моих незаменимых крыльев!»

В сценах чтения  Саякбаем «Манаса» старик преображается,  выстроенные в особом ритме, стихи, с кажущейся легкостью вытекают из его тела, словно музыка. В эти моменты он, вполне земной старик, вгоняющий в краску шутками о том «что есть еще порох в его пороховницах», словно перестаёт быть реальным человеком, превращаясь в инструмент Бога, материализовавшийся дух природы, степи и гор, которые окружают его. А его слушатели словно замирают на вдохе, боясь выдохнуть и спугнуть эту благодать. И потому не случайной смотрится встреча двух героев Саякбая и Чингиза Айтматова, которому аксакал как будто передаёт свой дар, который у того видоизменяется, выливается на бумагу бессмертными произведениями, ставшими достоянием не только кыргызского народа, но и мира.

Напомним, Казанский Международный фестиваль мусульманского кино традиционно пройдёт в первой декаде  первого осеннего месяца, с 4 по 10 сентября. На этот раз основными залами для показа основной и параллельных программ выбраны кинотеатры «Ривьера» и «Мир».  Фильм «Саякбай. Гомер ХХ века» можно будет увидеть 4 сентября в день открытия фестиваля.

Фото предоставлены ГБУК РТ «Татаркино»

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+