Пресс-показ художественного фильма «Иван сын Амира» режиссера Максима Панфилова прошел на днях в кинотеатре «Мир». Эту кинолента представляет Россию в конкурсной программе IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК).
Очень многое, как и всегда, на фестивале, будет зависеть от мнения авторитетного жюри, но уже сегодня о фильме говорят как об одном из тех, что имеет немало шансов на победу.
По словам организаторов, этот фильм ворвался в фестиваль как экспресс в последний день приёма заявок. Фильм совсем новый, первый и единственный показ его состоялся два месяца назад на «Кинотавре» в Сочи, и его создатели изначально не планировали участвовать в казанском фестивале.
Сюжет таков: молодая женщина, Маша, (её играет известная польская актриса Каролина Грушка), мать двоих детей, вынуждена эвакуироваться из осажденного Севастополя в «город хлебный» — Ташкент. Но до Ташкента ей доехать не суждено, заболел сын и ей необходимо найти доктора в чужом узбекском кишлаке, где никто не понимает русской речи. На пестром восточном рынке мальчик теряет сознание, на выручку отчаявшейся женщине приходит Амир (Бабур Юлдашев). Он приютил Машу с детьми в своём доме, влюбился в русскую женщину и сделал её своей третьей женой, вскоре она родила ему сына. Поначалу чужая в этом краю, Маша приживается в семье Амира. Но неожиданно с фронта возвращается муж-Иван (Дмитрий Дюжев), офицер флота, которого женщина считала погибшем в бою под Севастополем. Возвращается, чтобы забрать жену и детей.
Дело происходит в годы войны, но с первого и до последнего кадра (и даже за кадром), войны в картине нет, как нет и тотальной идеологизации общества, НКВД и Сталина, оттого и становится возможным то, что здоровый, цветущий мужчина — узбек Амир «прохлаждается» всю войну среди стариков и детей в окружении трёх жён. Отсутствие атмосферы того времени несколько озадачивает. Хотя можно, конечно, оправдать режиссера возрастом, — той войне он приходится внуком, знать о ней может только из книг, опять же в кинематографе в последнее время многое условно, и, наконец, сама история, показанная на экране, не о войне, она о взаимоотношениях двух семей: русской и узбекской.
Построив картину на «открытых эмоциях», режиссер сделал ставку на актёрский состав. По-настоящему талантливо играет в фильме Каролина Грушка. Её героиня, Маша, одна из тех редких женщин, которые словно магнит, притягивают к себе, даже не в лучшие моменты своей жизни. Не из милосердия оставляет её с детьми в своем доме Амир, а когда она возвращается к законному супругу, даже на расстоянии не может забыть её; и не от великодушия её муж Иван, наступает на горло обиде, за то, что хоть и считала его погибшим, не ждала. Особенно хорошо удаются Каролине сцены, где её героиня чувствует себя чужой в незнакомом мире узбекского кишлака, выразительность её мимики передаёт её внутреннее отчаяние, смятение, которое матери нельзя показывать детям. Ей удалось сыграть главное в её героине, не по своей воле становится она третьей женой узбека, а подчиняется обстоятельствам. Но женская живучая природа настолько сильна в ней, что она пускает корни и на этой земле. Она относится к Амиру с тем, (знакомым многим женщинам), смешанным чувством нежности, благодарности и уважения, как относятся к нелюбимому, но любящему мужчине, отцу своего ребёнка.
Несколько тяжеловесным по сравнению с ней выглядит Д. Дюжев в роли Ивана. Львиная доля юмора, которая присутствует в фильме, хотя это и не комедия, приходится на него. Но веселя зрителя, актёр не до конца раскрывает подлинные чувства и мысли своего героя. Он словно высечен из одного куска, не гибок и уж немало не похож на человека, прошедшего войну. Создатели фильма говорят, что Д. Дюжев с жаром взялся за эту роль, так как чувствует внутреннюю потребность изменить тот образ, который сложился у него в кинематографе. Несмотря на то, что временами он сворачивает таки в колею тех штампов, которых, очевидно стремится избежать, надо отметить, первый шаг в этом направлении он в этой картине сделал, да и сложно было бы ожидать иного, трудно переродится так быстро.
Вот уж кому удалось отойти от привычного образа «людей не очень приятных и нечестных», которых ему больше всего доводилось играть в театре и кино, так это Бабуру Юлдашеву. Он очень органичен в роли Амира. Удивительная сдержанность, простота, мягкость, даже внешняя скупость в его игре привлекают.
Хочется отметить талантливую работу актрис, игравших роли двух жен Амира: Лолу Эльтаеву и Наргису Абдуллаеву, одна из них простодушная, другая ревнивая, обе по-своему любят мужа и вовсе не рады сопернице. А также отдать должное совершенно потрясающей маме героя – Азизе Бегматовой, народной артистке Узбекистана. Много снималось в фильме и простых людей, благодаря которым как раз атмосфера узбекского кишлака выглядит абсолютно реальной. В интервью М. Панфилов рассказывает, что один дедушка долгое время ходил за съемочной группой буквально попятам, тогда они взяли, да и посадили его в кадр, так родился очаровательный эпизод с уроком русского языка.
В названии фильма «Иван сын Амира» нет запятой. И это не случайно. Главная мысль фильма: чужих детей не бывает. Понимать и принимать данный мир Маша начала после родов, так случилось, что это произошло на улице. Вокруг неё собрались женщины, знакомые и незнакомые, они помогали, подбадривали, читали молитвы, а когда малыш появился на свет, каждая прижимала его к груди как родного. Маленький Ванечка, только подрос, получал гостинца и приветливое слово от всех и всюду, словно вокруг него была одна большая семья. С множеством узбекских косичек дочка Маши Анфиса, ничего, что косы золотые, мало чем отличается от своей сводной сестрёнки-узбечки.
Сюжет поворачивается так, что большое семейство Амира приезжает на новое место жительства Маши на неопределенное время. И здесь случается главное событие фильма, окончательное примирение двух семей. В этом плане любопытна сцена разговора двух соперников Амира и Ивана. Когда они сталкиваются, кажется не миновать крови, так разгорячены герои, но мудрое замечание Амира: «Из нас двоих она тебя выбрала» остужает гнев Ивана. Что было обидного, прошло. В трудные времена Амир был отцом детям Ивана, теперь Иван усыновил сына Амира. Диалог двух культур стал культурой диалога. Так на высокой ноте заканчивается фильм «Иван сын Амира». Фильм не очень ровный, но при всех огрехах, свойственных дебюту, несомненно, заслуживающий внимания.