Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
22:48, 25 апреля 2016

Поколение Карины и Дрона на сцене Казани


4634623 и 24 апреля в творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера спектакля «Карина и Дрон» по пьесе минского драматурга Павла Пряжко.

Творческая лаборатория «Угол» в эти дни отмечает свой первый день рождения. Ровно год назад она открылась, как  «территория свободного поиска». Трудно поверить, что всего год, — невозможно перечислить всё, что произошло на этой площадке за последние 365 дней.  И многое из этого «всего» стало настоящим событием для города. Из их числа – приглашение «театра post», — известного в Санкт-Петербурге, как одного из самых самобытных и неповторимых театров,- с гастролями в Казань. Площадка и город так пришлись по душе режиссеру-основателю театра, Дмитрию Волкострелову, что он с радостью откликнулся на инициативу «Угла» поставить спектакль на его территории.

Выбор режиссера-обладателя национальной премии «Золотая маска» пал на пьесу П.Пряжко «Карина и Дрон». Такое решение нельзя назвать неожиданным.  Минский драматург и питерский режиссер, однажды слившись в творческий тандем, уже несколько лет способствуют популярности друг друга. Казанская постановка в некотором роде, сенсация в театральном мире. Дело в том, что она стала российской премьерой текста Пряжко, читка которого впервые состоялась на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в 2014 году. Поэтому в Казань прибыл рейд театральных критиков во главе с Павлом Рудневым, и надо полагать, постановка вызовет резонанс.

Площадка творческой лаборатории «Угол» интересна тем, что способна трансформироваться, и каждый раз приобретать новую форму. Причём, бывший цех швейной фабрики, где обосновалась творческая лаборатория, естественно, не оснащен новомодными техническими устройствами, так что видоизменяется пространство исключительно волей режиссеров и усилиями работников «Угла». На этот раз зрительный зал вытянули  во всю длину стены. В центре установили шесть белых экранов. Напольные софиты пристально смотрят на зрителя, пока он рассаживается, буравят насквозь, слепят. Но перед началом действия они послушно развернутся в сторону, сосредоточив свой взгляд на актёрах, правда, таким образом, что лица подростков останутся в тени, на фоне подсвеченных экранов отчётливо будут видны лишь их силуэты.

54645645И здесь выбор режиссера не случаен. Герои спектакля — школьники 14-16 лет, у которых совершенно особое отношение к информационному миру, в котором они живут. У них есть имена:  Настя, Оля, Карина, Виталик, Дима и Дрон, но они не столь важны, поскольку речь идёт не об отдельных юношах и девушках, а о целом поколении. Поколении нулевых, не имеющих понятия, что такое интернет через телефонную линию и отсутствие гаджетов и поисковых сайтов. В спектакле они разведены на расстоянии вытянутых рук. Каждый из них не только находится в спектре, но и стоит на квадратном подиуме-островке, высота которого неодинакова. От чего она зависит, понять можно, углубившись в контекст их разговоров друг с другом. «Если бы ты Карина попросила, все бы побежали!» — говорит о подруге Оля. Карину (Анастасия Калиничева) называют «умняшкой», она, скорее всего, занимает в их компании позицию лидера и потому её квадрат чуть выше всех остальных. Оля (Алёна Пулуди) симпатичная и трогательная, но её стиль — «печалька» и, соответственно, её подиум небольшой. Несколько резковатой представляет свою героиню Настю Елизавета Бутакова, — ей достался средний уровень.

Дмитрию Волкострелову, вслед за П.Пряжко, удалось передать манеру общения подростков. Погруженные в гаджеты, они, как правило, не слышат друг друга, и лишь периодически, на короткое время выныривая из виртуального мира, обмениваются впечатлениями от него. «Фу, так сосаться!»- восклицает они,вероятно, видя влюблённую пару. Но чаще каждый находится «в своей сети»,  говорит о своём, и потому их разговоры выглядят бессвязными, нелогичными, речь изобилует сленгом типа: «ультраняшно», «милота», «кавайно» и т.д. В их компании есть свои «ритуальные движения» по которым они, обходясь без слов, могут понять друг друга. Попрощаться, поздороваться, извиниться, признаться в любви. Питерский режиссер даже усилил эффект разобщенности, расставив единственную пару в компании: Карину и Дрона  (Эдуард Макарян), по разные стороны сцены. Именно так, на расстоянии, они целуются и разговаривают.

Любопытно, что Дмитрий Волкострелов принципиально задействовал в спектакле  непрофессионалов. Кастинг актёров проходил в Казани в начале марта 2016 года. Из более 90 участников Волкострелов и его ассистент Алена Старостина отобрали шесть молодых людей. Среди них — студенты городского театрального училища и казанские школьники. Кроме перечисленных, это Руслан Ибрагимов и Тимерхан Закиров, играющие Виталика и Диму. Эксперимент режиссера оказался удачным — с задачей ребята справились. Единственное, что «напрягало», и это отметили многие зрители, — тихие, непоставленные голоса актёров и безэмоциональная манера подачи реплик. Необходимость буквально ловить каждое слово, обеспечивало «мёртвую тишину» в зрительном зале, а созданные образы представителей молодого поколения напомнили слова великого классика: «И жизнь уж их томит, как ровный путь без цели…» 

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+