В Казанском ТЮЗе премьерой спектакля «Приключения Свена» по пьесе современного драматурга Юрия Клавдиева в постановке молодого режиссера Юлии Захаровой открылся очередной 82-ой театральный сезон. Созданный молодыми, спектакль должен был стать подарком молодым же, вот только смотреть его подрастающему поколению всё равно что пуститься гулять в Африку без особой на то надобности… Но всё по порядку!
Сознаюсь честно, шла на спектакль в ТЮЗ с надеждой. Потому что знаю и люблю эту команду. Хоть и чувствую себя тем настырным болельщиком, который раз влюбившись, и испытав ряд разочарований, уже не может разлюбить и, идя на каждый новый матч, свято верит, что все предыдущие проигрыши были лишь неблагоприятным стечением обстоятельств. Что до сих пор любимому театру лишь пустяка не хватало, чтобы сделать один решительный шаг вперед и вверх. В то, что уж на этот раз любимая команда отыграется, покажет всем, на что она способна, и, как следствие, в разы поднимется в турнирной таблице российских театров, а может быть даже, (почему бы и нет!) войдёт в Лигу Чемпионов, читай: получит «Золотую маску» или другую престижную театральную премию.
Не всё благополучно сегодня в любимой команде — думала я.- Хочешь пожелать кому-то недоброе-пожелай ему жить во времена преремен. Не могла не сказаться на тонусе команды недавняя трагическая потеря опытного «тренера». Зато вернулись в состав выбывшие когда-то Анатолий Малыхин и Светлана Косульникова. Игроки в неплохой форме, Светлана после родов, кажется, помолодела лет на десять, что касается Анатолия, так он усовершенствовал, и сценическую речь, и тело, так, что теперь использует всякий удобный случай продемонстрировать грамотно накачанные мышцы. С другой стороны, в межсезонье команда потеряла четырех игроков. Покинула труппу миловидная Мария Лазукова. Маша, впрочем, не в пример своей героине, Элизе Дулиттл, из пьесы Б. Шоу «Пигмаллион» за считанные месяцы качественно изменившей свою речь, за шесть лет (!) пребывания в Казани так и не избавилась от уральского акцента. Ушел красавец Алексей Егоршин. Ретировалась пара: Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, которым ТЮЗ в принципе был тесен, а правила игры в нем лишь сковывали их творческую индивидуальность, эти уже играют в свой собственный футбол — ставят «Антигону» в камерном театре «Акт». Нет худа без добра, всё это хоть и выбивает из колеи команду, зато даёт зрителям возможность видеть обновленный спектакль, ведь вводы артистов не могут не менять его в целом.
Обнадёживала и личность нового режиссера, молодого, но амбициозного. Юлия Захарова успела сделать заявку на успешное выступление на стартовом отрезке постановки. На фестивале «Ремесло» в декабре прошлого года она показала эскиз спектакля, правда, оговорившись, что это лишь возможный вариант будущего спектакля. При этом она раззадорила бывалого «судейского» — критика Олега Лоевского, — тем, что восприняла его замечания, что называется, в штыки, наглядно продемонстрировав конфликт поколений, и вечную неготовность понять друг друга режиссера и критика.
Нельзя не сказать о преимуществах выбранного материала. Пьеса драматурга и сценариста Юрия Клавдиева «Собаки-якудза» триумфально прошла уже на нескольких театральных площадках страны. В основу сюжета легла история ирландского сеттера Свена, оставленного хозяином на городской помойке. Избалованный домашним уютом, пёс еще не может поверить, что ему придётся жить на улице, а к нему уже подступает жестокий, злобный мир дворовых собак, где царят свои законы и обитают две непримиримые группировки, давно поделившие зоны влияния. Главари каждой из них, доберман Гор и боксёр Бакс, поняв, что Свен не только может постоять за себя, но и умен, желает заполучить его в свою банду или убить. Таким образом, Свен оказывается перед сложной проблемой, как сохранить свою свободу и остаться в живых.
Юлия Захарова задумала воплощение пьесы на сцене как стилизацию под компьютерную игру, рассчитывая на то, что это будет понятно и близко «сетевому» поколению. Сценография Анастасии Радвогиной, — дебютантки в деле театрального декорирования, отчасти помогла воплотить в жизнь эту идею. Задник сцены изображает огромную трубу, через которую герои и зрители видят высотки большого города, — каменные джунгли, равнодушные к судьбе братьев своих меньших . Грязно-серые конструкции: кубы, арки и трапеции, разнесенные по разные стороны сцены, составляют нехитрую декорацию, муляжи сточных труб дополняют картину заброшенности и неприглядности этого места. Именно здесь проведет большую часть спектакля Свен, а также его враги и новые друзья. А простенькая анимация, проецируемая на стене, станет своеобразным мостиком, немаловажным связующим звеном между сценами. С помощью неё зрители смогут не только различать день и ночь по луне и солнцу, но и ориентироваться в условном пространстве. Если на экране возникает запруженная машинами проезжая часть, значит Свен пересек границу владений того или другого главаря. Мобильные, похожие на конструктор, декорации своими перестановками будут изображать то парк, где царствует Гор, то сквер, где хозяйничает Бакс, то ночлежку для собак водолаза по кличке Атос.
Всё бы было ничего, если бы главным средством выразительности спектакля не стало сплошное… мордобитие. Постановщик боёв, М.Зинатуллин, постарался на совесть, это видно, драки сделаны даже слишком натуралистично. Вот только о театральной эстетике, спортсмен вряд имел понятие. В результате зрителей не могут не коробить бесконечные, продолжительные, кровавые, безобразные уличные бои, с применением бит и запрещенных приёмов. И это после того как полгода назад, рассказывая о своей концепции Юлия утверждала: «Мы делаем всё, чтобы было как можно меньше пропаганды насилия и жестокости». (Подробнее в статье: «Станут ли «Собаки-якудза» любимцами казанской публики?») Вместо этого, без всяких прелюдий, парни с повязками на лицах выходят на сцену и, не проронив ни слова, начинают жестоко избивать Свена /Ирек Галлямов/ просто за то, что он есть. Избитый сеттер, вникнув в реалии окружающей его действительности, на короткий срок берёт паузу для раздумий и поиска резервов, а затем переходит в контратаку, найдя выход в том, чтобы с помощью двойного предательства стравить две группировки между собой. А по сути, он не только принимает правила игры своих обидчиков, но и уподобляется им. Тем самым режиссер упрощает и огрубляет своих героев, что явно кренит спектакль не в ту сторону и, безусловно, идёт в разрез с задумкой автора. Более того, режиссер с самого начала загоняет себя в колею того штампа, которого стремится избежать. Опять же, сознательно задвинув на задний план лирико-романтическую линию в сюжете пьесы, Юлия Захарова лишила постановку и музыкально-пластичных вставок, что помогло бы разрядить гнетущую обстановку, смягчить агрессию, да и попросту украсить спектакль. Тем более, что, по крайней мере, пять из тринадцати задействованыйх актеров обладают вокальными данными и не воспользоваться этим было просто неразумно со стороны режиссера. Самая досадная неудача спектакля как раз в неумелой работе постановщика с актёрами, потому что на сцене многих из них просто нет. На несколько минут возникает в поле зрения Дмитрий Язов, но в первой же сцене ему перерезают горло и до конца спектакля актёр, не успевший сыграть, оказывается на «скамейке запасных». Не имеют своего лица даже такие актёры, как Арсений Курченков, что уж говорить о целой группе «остальных», выполняющих роль массовки в ночлежке и драках. Не до конца проработаны, противоречивы характеры героев второго плана — Принца /В. Дмитриев/ и Карева /А. Малыхин/, все переходы настроения их героев никак не обоснованы. Хорошенькая чёрная кошка в исполнении Марии Фалалеевой, стандартно была «сама по себе» и прямо таки напрашивалась на мало-мальски пластический этюд.
Пренебрежение психологизмом, отсутствие всякой сентиментальности, лихорадочные нервные диалоги лишили игру актёров драйва, а пьесу художественной силы. Ведь не смотря на тот лиричный образ героя, который добросовестно создавал Ирек Галлямов, сочувствовать Свену, творящему кровавый террор, было всё равно, что искренне симпатизировать палачу. Прозаически — меркантильным его бунт становился уже тогда, когда он несколько раз акцентирует внимание зрителя на том, что лучше будет убивать, чем питаться отходами на помойках. Вытягивают спектакль на уровень театрального действа лишь несколько штрихов -сцен, где играют актёры той гвардии, что давно отвыкла ждать милости в виде готовой трактовки образов от режиссера. Удивительно живой, «фартовый» образ боксера Бакса удалось создать Сергею Мосейко. Его соперник по сцене, актёр Владимир Никитин, играющий роль главаря банды парка – Гора, напротив, сумел подчеркнуть неторопливость движений и скульптурность стоек, что вполне в характере породы доберманов. В условиях спектакля, где центр тяжести переместился в сторону жестокости, очень неплох был Александр Яндаев, исполняющий роль Атоса,- собаки много повидавшей, покалеченной, и поставившей для себя цель: сделать так, «чтобы люди не убивали собак хотя бы ночью». Безупречен Алексей Зильбер в роли дворняжки Вертера, ставшего первым другом и помощником Свена. Как трогательно и ненавязчиво опекает он новичка, как забавно объясняет тому прописные истины мира помоек. По настоящему талантливо играет роль Деда собак — мудрого гуру, полного философской многозначительности, Павел Густов. Одним словом, если бы не усилия этих актёров и точные действия всего актёрского ансамбля, такой балласт, как жестокие драки, мог бы потянуть спектакль ко дну.
Особая тема возрастная категория, на которую направлен спектакль. В афише значится 12+, но я бы не посоветовала родителям даже восемнадцатилетних отроков отпускать своих чад на подобный спектакль. Кроме жестокости, выливающейся со сцены, детей там научат многим нежелательным вещам: пить пиво, покупать расположение людей за бутылку водки и банку консервов, покажут, как нужно ломать руки и рвать сухожилия, привязав жертву к турнику во дворе. Ведь если такими словечками как: «Окей!», «Да пошел ты», «Включи логику!» «Ты что тупой!» «Тебе череп не жмёт?» сегодня молодёжь не удивить, то приемы драки показанные так смачно не могут не популяризировать жестокость и без того не отличающегося чуткостью поколения!
Фото: vk.com/kazantuz