Вторник, 23 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Вторник, 23 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
10:22, 26 сентября 2013

Руки прочь от российской сцены


«Прочь руки от российской сцены!» — кто бы мог подумать, что на первом фестиваля кукольных театров прозвучит подобный призыв. А адресован он Амеле Вученович из Сербии, выступившей режиссером — постановщиком сразу двух спектаклей, представленных на фестивале.

Второй фестивальный день в театре кукол прошёл неоднозначно.

Утром для приглашенных из детских домов детей Башкирский театр кукол показал спектакль «Холодное сердце» по пьесе В. Гауфа. Встречу с прекрасным для них организовал сбербанк Росcии. Управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев вышел на сцену перед началом спектакля. «Становится доброй традицией соединять наших друзей из детских домов с нашими друзьями из театра кукол, — сказал он, — сегодня вдвойне приятно, что эта встреча проходит в рамках первого Международного фестиваля». Автор «Холодного сердца», оставившей мировой литературе такие произведения как «Карлик Нос», «Калиф-Аист» и «Маленький Мук», писал не самые светлые,даже недетские сказки. Будучи представителем позднего романтизма, он зашифровывал в них особые смыслы. Между тем, историю о том, как бедный угольщик мечтал разбогатеть и в обмен на богатство отдал свое сердце великану Михелю, дети приняли с удовольствием. Ведь были там, и волшебные превращения,и неожиданные появления злого и доброго волшебников, и колоритный злодей, и победа добра над злом. Не только с эстетической точки зрения, но и с точки зрения художественной ценности, спектакль удался. Великан Михель-одетый пиратом живой человек раза в два больше куклы угольщика — всем своим видом наводил ужас. Художники спектакля, Н.Х.Бирюкова и А.С.Волков, сумели создать на редкость функциональные декорации, сцена за считанные секунды то превращалась в хижину бедняка, то в таверну, то в берлогу Михеля. Спектакль был изначально поставлен режиссером А.Б. Резниченко, год назад творение своего покойного мужа успешно восстановила и сама сыграла в нем, как актриса, О.Штырляева.

101099Вечером же на суд зрителей были представлены: спектакль Самарского государственного театра кукол «Ах, Самара!» и теневой спектакль Ингушского Государственного театра юного зрителя «Красивая как солнце», которые объединяет режиссер-постановщик — А. Вученович из Сербии.

Спектакли разные по своей тематике: «Ах, Самара!» затрагивает тему войны, «Красивая как солнце» — рассказывает о традициях, обрядах народов Северного Кавказа,- но похожи они друг на друга, как двое из ларца. В основу обоих постановок положена музыка. В «Ах, самара!»- непрерывно звучат известные народные песни, которые близки людям военного и послевоенного поколения. Ингушский спектакль насыщен музыкой своего народа, которая тоже любима и близка многим, но в обоих случаях использование мотивов неоправданно, нелогично настолько, что наводят на мысль о попытке спекуляции на чувствах зрителей. Танец в обоих спектаклях изображен идентично. В обоих проектах большое место занимает видеоряд, который трудно назвать даже иллюстрацией к песням, скорее суммой монотонных образов,существующих отдельно от музыки, сами по себе. Само же действие, нельзя назвать спектаклем, ибо оно лишено смысловой, драматической и сюжетной канвы.

«Ах, Самара!» рассказывает о Катерине и Николае, они, едва поженившись, вынуждены были расстаться – началась война. Война в спектакле лицо полуодушевленное в виде безтелесого кителя, ассоциирующегося, кстати, с неизменным кителем Сталина, жутко потрясает пустыми рукавами, заканчивающимися красными варежками, и голосом «вождя всех народов» вещает из репродуктора о том, что «враг будет разбит и победа будет за нами». Всё было бы наглядно и символично,если бы история имела логическую завершенность и, по удачному замечанию одного из членов жюри, не напоминала бы ребус. Ведь,например в самарском спектакле, в общую кучу были брошены мотивы русских, украинских, молдованских песен, еврейские и цыганские напевы, да чего там только не было: безликие солдаты, видимо изображающие пушечное мясо, рябина, как символ судьбы, на что намекали весы понять сложно, а сарафан, коса и лента на голове куклы Кати отчего-то напоминает ораз сказочной Аленушки. Всё дело в том, что автор сценария и режиссер Амела Вученович — как иностранка не только не знает историю России, но и не очень стремится ею проникнуться, вылезая на штампах, которые режут глаз любому мало-мальски образованному зрителю-россиянину.

Ингушский театр имеет сложную и уникальную историю. Политические катаклизмы принудили его оставить здание родного театра и начинать свой театр буквально с нуля. Они, все последние годы основывающие своё творчество на тростевых куклах, были приятно удивлены предложением деятельной Амелы Вученович сделать нечто новое — теневой спектакль на тему обрядов народов Северного Кавказа, основанный еще и на национальной песне. Но автор и режиссер будущего спектакля так и не смогла глубоко проникнуться духом горного народа, то, что она называет спектаклем, демонстрирует, к сожалению, опять же лишь формальный подход к этой теме. В результате получился невнятный по содержанию проект, который, впрочем, взорвал зрительный зал, когда дело дошло до поединка соперников на кинжалах и кавказской лезгинки, сделаных живым планом. Ведь именно в этот момент зрители смогли увидеть истинное, мужественное, вовсе не теневое лицо гордых кавказских джигитов.

Одним словом, не только для названных театров, но и для их коллег, этот фестиваль стал мастер-классом для выбора не только пьес для постановок, ведь нет такого театра, такой труппы, которой было бы всё равно, что показывать своим маленьким зрителям, но и для выбора режиссеров, ставящих эти спектакли. Кто-то сказал, что в настоящее время Остап Бендар в юбке — Амела Вученович -ведёт переговоры о том, чтобы поставить спектакль в Чувашском театре кукол. Что это будет? «Ах,Самара!» и «Красивая как солце» с чувашскими пенями ?!
В заключение хотелось бы привести слова члена жюри В.Л. Шраймана, опытного деятеля кукольного театра и просто мудрого человека: «Я за то люблю фестивали, что при всей пафосности, это настоящая лаборатория и в этом смысле спектакль, имеющий какие-то недостатки очень полезно увидеть, чтобы понять, как делать не стоит!»

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+