Суббота, 20 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Суббота, 20 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
8:06, 06 июня 2019

«Старик и море» от Хакасского национального драмтеатра на фестивале «Науруз»


Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» перешагнул свой  экватор. Об одном из ярких спектаклей, постановке «Старик и море»  Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова «Я Казанец» расскажет подробнее.

Трактовка  режиссера Хакасского национального драмтеатра Мараса Чеббура повести нобелевского лауреата Э. Хемингуэя «Старик и море», истории о том, как после многодневных тщетных попыток, Старику вдруг улыбнулась рыбацкая фортуна, — на его крючок  попалась рыба марлин, такая огромная, что два дня и две ночи  носит утлое суденышко Старика по морю, прежде, чем Старик одержит над ней верх, — удивила своей лаконичностью и, одновременно, глубиной. Черный куб сцены, натянутое на заднике полотно экрана и массивна скамья — вот всё, что увидел зритель перед началом спектакля.  Чуть позже пустота внушительных размеров сцены театра им.Г.Камала  преобразится в бесконечное, уходящее за горизонт море, деревянная скамейка легко трансформируется в рыбацкую лодку, скользящую   с такой  легкостью, словно ею правит рука самого Проведения, а экран оживёт песочной анимацией в исполнении М.Чаптыковой.  На пресс-конференции фестиваля, посвященной театрам Хакассии, Кыргызстана и Тывы, накануне спектакля, Марас Чеббура, отвечая на вопросы журналистов, поделился: «Мне не хотелось, чтобы рыба была выполнена из пластика. В нашем спектакле она возникает из рисунков, нарисованных  мальчиком». 

Старик и мальчик — два персонажа, которых мы видим на сцене на протяжении полуторачасового спектакля. Мальчик (Сергей Чабодаев) — лучший друг Старика, единственный близкий человек. Он сын соседа, такого же рыбака, как Старик. Только отец мальчика предпочитает готовиться к выходу в море сам, пренебрегая чьей либо помощью. Он суров и молчалив. В суровости не откажешь и Старику, в исполнении Виктора Кокова, рыбак словно вытесан из цельного камня. Однако, при виде  мальчика, он тает. С пятилетнего возраста тот самозабвенно помогает старшему другу носить снасти и снаряжать лодку в дальний поход. В отличии от отца мальчика, промышляющего недалеко от берега, Старик всякий раз уходит далеко в море и проводит там несколько дней.

Мальчик вырос на глазах Старика, рыбак состарился на глазах мальчика. За годы дружбы они срослись ветвями, как два дерева. «На свете много хороших рыбаков, — без тени лести скажет юноша, — есть среди них и замечательные, но такого, как ты, нет». Старик же, попав в трудную ситуацию, как заклинание  повторяет вновь и вновь: «Был бы здесь мальчик, он растер бы затекшую от напряжения руку, вместе мы бы справились с любыми препятствиями». Да и побеждает рыбу Старик только тогда, когда в его, уже болезненном, на третий день противостояния , воображении появляется Мальчик и силы его удвоятся.

«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно», — поймет для себя Старик. 

Здесь, в открытом море, наедине с рыбой марлин, Старику приходят в голову разные вопросы, на которые он ищет ответ. О неслучайности, закономерности рождения всего сущего в мире: «Я родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы стать рыбой..» О единстве и борьбе противоположностей: «Рыбная ловля убивает меня так же, как и не дает умереть!». Об извечном противоборстве природы и человека и единении с ней. О силе духа: «Человека можно уничтожить, но нельзя победить!» О старости: «Отчего старики так рано просыпаются? Неужто для того, чтобы продлить себе хотя бы этот день?» Старик признаётся, что не верит в Бога, т.к.к привык полагаться только на себя, но, в самые трудные моменты, читает молитву. 

Кстати, есть в спектакле еще один персонаж, которого можно назвать рассказчиком истории. Он появляется в начале спектакля.  С загадочностью шамана окуривает сцену дымком, распространяя по залу приятный, слегка терпкий, аромат. Но рассказчик не произнесет ни слова. Представитель этно-фольклорного ансамбля «Хазыр суu» , всю историю он поведает нам с помощью музыки.

Песочная анимация занимает в спектакле едва ли не половину действа. Подразумевается, что Мальчик рисует песком, воспроизводя по памяти подробный, быть может, не раз поведанный, рассказ Старика о приключившемся с ним и большой, гордой рыбой, ибо в финале повести мы видим повзрослевшего Мальчика, так же, как некогда Старик, отправляющегося на промысел в море. А рядом с ним его сын, который вместе с ним садится в лодку. История Старика повторяется, но только на новом уровне, когда родные души не разъединяются морем, а остаются вместе всюду…

Фото: пресс-служба театра им. Г.Камала

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+