Среда, 3 марта 2021 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Среда, 3 марта 2021 16 +  RSS  Письмо в редакцию
19:55, 04 декабря 2013

В Казани открылась биеннале печатной графики


Айрат Перегулов 33 декабря в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, что на ул. К.Маркса, 57 открылась II Казанская международная биеннале печатной графики.

Биеннале – это выставка, которая проводится каждые два года.  Первая  биеннале в Казани состоялась в 2011 году.

Её организаторы, а это Министерство культуры РТ, Государственный музей изобразительных искусств, Творческий союз художников России в Татарстане, а также Неформальное творческое объединение  «Графком, поставили своей целью «стимулировать интерес художников и зрителей к печатным видам графики».

Экспозиция второй биеннале  расположилась на трех этажах Галереи современного искусства. В ней представлены работы в технике  офорт, акватинта, техника сухой иглы, резцовой гравюры,  литографии, линогравюры, ксилографии, меццо-тинто и шелкографии более 70 художников из разных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила, Твери, Чебоксар  из национальных республик – Башкортостана, Дагестана, и, конечно,  Татарстана. Зарубежное искусство представлено произведениями художников из Германии, Италии, Латвии, Польши, США, Швеции и других стран.

В рамках биеннале реализуется несколько проектов.

материал18(35)Это персональная выставка Айрата Терегулова из г. Уфа.  Победитель I Казанской биеннале печатной графики 2011 года, он  получил признание, как смелый экспериментатор в области художественной формы, и высокопрофессиональный мастер печатной графики. Сегодня его работы известны не только  на его родине, но и во многих странах мира. Таких как Дания, Польша, Румыния, Южная Корея и др.  В этом году Айрат Терегулов принял участие в работе жюри биеннале и сам открыл свою персональную выставку.

Выставка «Четыре шведских графика в Казани» отражает широкий диапазон творческих манер скандинавских мастеров, простирающийся от фигуративных реминисценций с искусством Возрождения до психологических абстракций.  Работы, представленные здесь  исполнены как в классических техниках офорта, сухой иглы, акватинты, так и в технологиях, практически неизвестных не только казанскому зрителю, но и профессиональным художникам и искусствоведам. Это фотополимерная гравюра и  коллография.  Куратор этой мини-выставки – известный в Швеции искусствовед, специалист по графике, Томас Чельгрен, возглавляющий художественный отдел городского музея Кристианстада. Он также принимает участие в работе жюри и лично представит публике шведскую графику.

Микаель МюдальВ шведскую делегацию входит уже известный казанцам Микаэль Нюдаль, переводчик и издатель, организовавший в Казани в 2012 мини-фестиваль шведского искусства, а осенью этого года семинар поэтов-переводчиков в г. Свияжске.  Одной из целей его нынешнего приезда– организация мастер-классов шведских мастеров для татарстанских художников.

Искусство печатной графики США на биеннале представлено подборкой работ известных мастеров, составленной нашей соотечественницей Татьяной Лысковой, много лет живущей в Сан-Франциско и ставшей неотъемлемой частью его художественной среды. Используя разнообразные печатные техники, в которых большую роль играет цвет, художники создают настоящий калейдоскоп американской жизни.

Айрат ПерегуловХудожник из Чебоксар Игорь Улангин, большой друг казанских графиков из группы «Графком», презентует свой авторский проект «Postcard Print», задуманный им как биеннале и первый раз проведенный осенью нынешнего года. Идея проекта – в возрождении авторской почтовой открытки, выполненной в печатных техниках. Такие открытки позволяют создать творческие и коммуникативные связи художникам всего мира при минимуме материальных затрат. На проект откликнулись художники из Аргентины, Болгарии, Бразилии, Индии, Мексики, Польши, Франции и, конечно, разных городов России.

Небольшая экспозиция «Это мы можем» представит творчество начинающих художников – детей и взрослых, занимающихся в Центре печатной графики ГМИИ РТ. Впервые взявшие в руки резцы и офортные иглы, вставшие к печатному станку они создают удивительно интересные композиции, глубокие по мысли, эффектные по исполнению.

Айрат Перегулов 4II Казанская международная биеннале печатной графики посвящается графическому коллективу «Всадник», деятельность которого в 1920-е годы превратила Казань в один из центров развития графического искусства России.  «Всадник», сыграл основополагающую роль в возрождении и развитии в Казани в начале 1920-х годов станковой и прикладной гравюры, обогатив казанское искусство новейшими тенденциями русской и западноевропейской  графики. Символический смысл названия своего коллектива художники раскрыли в предисловии к своему первому графическому альманаху,  посвятив его «могучей фигуре «Всадника», который, сметая веками насевшую пыль, несется к новым достижениям человеческой мысли». В рамках биеннале организуется выставка произведений графического коллектива «Всадник» из фондов ГМИИ РТ и частных собраний, которая откроется 20 декабря в Национальной художественной галерее «Хазинэ».

Жюри биеннале, которое возглавляет известный московский художник-график, профессор, действительный член Российской Академии художеств А.Б. Суворов,  во время торжественной церемонии объявило имена победителей. Ими стали 15 человек.

Гран-при был удостоен  художник из Швеции Ян Бертиль Андерссон за серию офортов «Инстинкт обозначения» и «Ночной умысел».  Первыми были признаны ксилографии «Лики» итальянца  Роберто Джанинетти.  Диплом второй степени был вручен Андрею Андрееву из России за серию линогравюр «Мужики». З-м был признан  Ринат Миннебаев из Башкортостана за триптих «Объект-М3».

В числе лауреатов конкурса также художники из Германии, Швеции, США, а также таких городов России, как Казань, Нижний Тагил, Санкт-Петербург и Москва.

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2021. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+