Понедельник, 3 августа 2020 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Понедельник, 3 августа 2020 16 +  RSS  Письмо в редакцию
0:45, 24 апреля 2013

Эхо фестиваля


534534Апрель в Казани оказался богат на ретроспективы фильмов. Одна из них «Эхо международного фестиваля Мусульманского кино», которая стартовала 10 апреля и завершится 30 апреля 2013 года. В программу вошли фильмы VI, VII, VIII КМФМК, она представлена десятком лучших фильмов фестиваля разных лет. Проходят они в кинотеатре «Мир», который зарекомендовал себя как центр фестивальных кинопоказов и уникальных премьер, по четным дням. Также фильмы пройдут в республиканской сети филиалов и партнеров ГБУК РТ «Татаркино» т.е. Нижнекамске, Бугульме, Лениногорске, Мензелинске, Елабуге, Заинске, Сарманово, Пестрецах.

На самом фестивале мусульманского кино, который проходит в Казани обычно в сентябре и имеет статус международного, залы заполняются до предела, бывает много именитых гостей. В последний раз это были В. Золотухин, А. Михалков-Кончаловский и другие. Но, по словам, организаторов фестиваля, главными адресатами фестиваля они считают своих зрителей. Поэтому и было задуман ретроспективный показ.

457567Ретроспектива «Эхо» началась с фильма индийского режиссера и сценариста Салиха Ахмеда «Абу, сын Адама». Эта картина получила приз гильдии кинокритиков и киноведов России, и стала победительницей в Номинации «Лучший сценарист полнометражного игрового фильма» 2012 года. Её главные герои: Абу и Аисумма — мусульманская супружеская пара. Всю жизнь они провели в трудах, копили деньги, и вот, наконец, решили, что настало время осуществить свою мечту — совершить паломничество в Мекку. Однажды вечером, они с трепетом открывают заветный сундучок, в прорезь которого много лет просовывали заработанные деньги, он заполнен до краёв, считать им пришлось так долго, что бедная Аисумма, встающая чуть свет, не выдержала, уснула, свернувшись калачиком на диване. Деньги подсчитаны, но это всё мелкие купюры, их должно едва хватить на билеты, путевку, и провизию. Супруги обходят соседей и знакомых, по обычаю, перед хаджем просят у всех прощения, за то, что, быть может, невольно могли нанести им обиду. Для этого даже отправляются в другую деревню, куда переехал их бывший сосед, с которым они судились за две сотки земли. Не прав был сосед- ростовщик, пожелавший вероломно отобрать принадлежавшую старикам землю. Судьба обошлась с ним жестоко, теперь он смертельно болен, и сам просит у них прощения и помолиться за него, считая, что его болезнь, это кара Аллаха за его стяжательство. Поездки Абу и Аисуммы вводят их в расходы, непредвиденным становится и то обстоятельство, что Абу вызывает к себе участковый инспектор полиции. Аисумма плачет, её утешают соседки, Абу напуган и хоть совесть его чиста, как ребенок, боится пойти к участковому один. Оказывается, полицейский лишь должен оформить справку о несудимости Абу — это требование к тем, кто выезжает за границу. Чтобы справка была готова вовремя, Абу приходится дать взятку чиновнику. «Попадешь после смерти ты в рай или в ад, у тебя должны быть деньги! — говорит ему знакомый, — 64456Если получится сделать справку без денег, ты будешь первым, у кого это получилось!». Кроме того потребовались средства на фотографии, на загранпаспорта, на новые дорожные сумки, словом, старики вдруг понимают, что средств на паломничество у них не хватает. Не в силах отказываться от исполнения мечты, они решают продать все драгоценности Аисуммы, любимое плодовое дерево Абу,продать домашний скот. Тяжелее всего расстаётся пожилая женщина с коровой и теленком,ведь они были для неё не просто скотиной, она заботилась о них с большой любовью, говорила с ними. Но вот незадача, дерево, за которое Абу выручил хорошие деньги, оказалось непригодным для посадки, и хоть его покупатель не требует возвращения задатка,- бизнес, есть бизнес, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь,- Абу возвращает ему деньги. Не видать Абу и его жене в этом году Мекки. Трижды добрые люди предлагают им деньги в долг, но Абу отказывается, он, как правоверный мусульманин, хочет совершить хадж, соблюдая все законы ислама. Деньги для хаджа они могут взять только у кровного родственника. Есть у них единственный сын, который давно уехал в город, по слухам живёт богато, но забыл про своих стариков и родители не хотят просить у него. Рассказать грустную историю Абу и Аисуммы, на самом деле, невозможно, всё это будет лишь канва. При том, что действие в фильме течет плавно, без резких выпадов. Эмоции, выражение лиц героев особенно в самые трогательные моменты не передать словами. Эта картина вполне соответствует направлению, перед нами истинно мусульманский быт, мусульманские законы, и атмосфера мусульманской семьи. Старики Абу и Аисумма, словно православные неразлучные влюбленные Петр и Феврония, представляются даже не двумя половинками целого, а целым, единым организмом, они одинаково грустят и радуются, трогательно заботятся друг о друге.

Программу форума составляют фильмы, в основе которых лежат принципы, отражающие общечеловеческие духовно-нравственные ценности, идеи миротворчества, веротерпимости и гуманизма. Этому принципу соответствует другая картина, представленная в ретроспективе. Его сняла российская актриса театра и кино, режиссёр, сценарист Вера Глаголева. Фильм называется «Одна война», он повествует о том, что война не бывает иной, как одной на всех.

69687689768

———————————————————————————————————————————————————-

В центре вселенной – на Богом и людьми забытом острове со скудной растительностью, продуваемом всеми ветрами, живут, существуют пять женщин, пять матерей с малыми детьми. Все дети рождены в страшные годы войны – отцы их оккупанты, и потому их матери – враги народа, воюющего с этими оккупантами. Дети самые обыкновенные, русские, лепечущие русские слова и играющие в тряпичные куклы, они любимые, но вместе с тем живой укор их матерям, живое свидетельство их вины, их падения – связи с врагом.768548 И хотя у каждой из них своя история, свои причины: насилие, принуждение, материнская любовь и желание спасти малышей от голода, а также клевета, донос и любовь, Родина не хочет простить их. И женщины не ропщут, изо дня в день обрабатывают пойманную рыбу, отправляют на материк, и воспитывают детей. Суровые условия, сильный ветер, отсутствие какой-либо другой еды, кроме надоевшей рыбы, как будто не трогают их, как не прилипает к ним ярлык немецких подстилок, врагов народа,- грязь к ним не прилипает. Мы застаём женщин в последние дни войны. Радио приносит весть, что акт о безоговорочной капитуляции подписан, и они искренне радуются Победе своего народа. Выпивают по глотку спирта «за Сталина», «за наших солдат», «за любовь», танцуют. Они хотят верить, что теперь на радостях их простят, не могут не простить, но умом понимают, что это не конец, им предстоит еще долго искупать несуществующую вину, и, скорее всего, расстаться с детишками, которых на свой манер будет воспитывать государство. Кульминацией действия становится бунт Маши. «Вы жен своих, матерей и сестер не смогли защитить, а потом их же и осудили!»-кричит она в отчаянии, и, оступившись, подает в ледяную воду. Офицер, приехавший для того, чтобы отправить женщин с детишками на Большую землю, поступив вопреки идеологии, прочно засевшей в умах всех советских людей, отказался от войны с женщинами, позволил им бежать, и поплатился за это. Картина стала победителем в номинации «Лучший игровой фильм» 2009 года.

456457Многим фильмам мусульманского кино свойственна размеренность, неспешность действия, и в тоже время глубина и философия. Такова картина «Зефир» турецкого режиссера Бельма Баша. Время в ней идёт, ползет так же медленно, как ручная улитка Зефир – девочки-подростка, живущей летом в деревне у бабушки и дедушки. «Зефир» получила приз за «Лучшую операторскую работу», оператор Мехмет Зенгин. И это справедливо, потому что картины природы в картине сняты очень талантливо, с начала и до конца. Видим ли мы огромный, на весь экран, глаз коровы, гриб под ногами у героини, или живописные пейзажи с высоты птичьего полета. На самой высокой точке, на вершине горы проводит дни Зефир в ожидании матери, которая должна приехать и забрать её. Зефир совсем не плохо у дедушки с бабушкой, у неё есть друзья, но она очень скучает по матери. Скучает так, что не может преодолеть зависти, наблюдая как крохотный теленок сосет молоко у своей матери, и не считаясь с тем, что корова, и кормилица, и любимица целой деревни, воспользовавшись туманом, уводит её и прячет в лесу.

Мать Зефир появляется неожиданно, когда девочка увлечена приехавшими в долину артистами. Мать и дочь обнимаются, и сразу за этим слышатся жесткие окрики: мыть руки, переодеваться, выключить музыку, а чуть позже становится известно, что мама приняла решение уехать с волонтерским отрядом, возможно, навсегда, а дочь оставить с престарелыми родителями.

С помощью операторской работы, режиссер дает зрителю посыл: мама Зефир – бабочка, которая бьется хрупкими крылышками о стекло. Девочкой, она так мечтала вырваться из размеренного мира деревни, так же, как дочь в ожидании матери, она проводила дни напролет, сидя на вершине и мечтая о свободе, об иных мирах, куда она теперь и отправляется со свойственным ей упрямством.

Режиссер акцентирует внимание на триединстве женщин, останавливая кадр на лежащих на опушке леса бабушке, маме и девочке, но в тоже время каждой картиной доказывает их духовную разобщенность. Мама не объясняет Зефир, куда и почему ей так необходимо уехать, дочь не говорит матери о том, как она ей нужна. Они вообще мало говорят друг с другом. Встречаясь за завтраком, обедом, больше молчат.

Как долго набухающая почка на дереве или бутон цветка внезапно раскрывается, фильм, тянувшийся казалось бесконечно долго, приходит к развязке внезапно и кончается страшной трагедией. Зефир убивает. По принципу: «да не доставайся же ты никому» или случайно, судить зрителю, и хоронит мать так, как делал это дедушка, обнаружив в лесу погибшего зверька. Фильм потрясает и заставляет задуматься.

4564756Победителем VIII Международного фестиваля мусульманского кино стала картина, оставленная организаторами на конец ретроспективы. Это фильм иранского режиссера Саид Реза Мир-Карими «Крупица сахара». Он стал победителем сразу в нескольких номинациях: «Лучшая операторская работа полнометражного фильма», « Лучшая женская роль в полнометражном игровом фильме», причем, она была присуждена всему женскому актерскому ансамблю картины «за создание коллективного образа иранской женщины», и «Лучший полнометражный фильм». Фильм совершено очаровательный, повествующий о традициях мусульман в Иране, их образе жизни, мировоззрениях. В центре повествования большое семейство, съехавшееся на свадьбу своей младшей, самой любимой родственницы — Пассан. Девушка, любимица всех, от стариков до маленьких детей, кстати, маленьких артистов в фильме довольно много. Действие, так же как в предыдущих фильмах, течет почти в режиме реального времени, но ошибочно думать, будто в нём ничего существенного не происходит. Создателям фильма удалось восоздать в картине большого мусульманского семейства модель жизни в целом. Есть в нем люди всех возрастов и поднят вопрос взаимопонимания поколений, радость и горе в нём близко. Счастливый отец семейства здесь узнает, что результаты его анализов предсказывают ему тяжелое, смертельное заболевание, но он не торопится поделиться своим горем с семьей, чтобы не пугать близких, не омрачать их праздник, каково же ему, обреченному на смерть, смотреть на здоровых, сильных и полных жизни родственников, качать на руках грудничков-близняшек и знать, что навряд ли увидит их свадьбу, на наших глазах меняется мировосприятие и система ценностей человека. Подготовка к свадьбе превращается в похороны случайно погибшего дяди. И те же женщины, что подшучивая над миловидной невестой, готовили угощение к свадебному пиру, готовят теперь поминальные кушанья. Есть в фильме место и настоящей любви, которая соседствует с грустью. Очаровательная Пассан влюблена в юношу-воспитанника дяди, по всему видно, любовь её взаимна, но она невеста другого, богатого и успешного. Правда смерть дяди, который был и девушке вместо отца, остановила и отложила свадьбу на неопределенный срок, и есть надежда, что влюбленные смогут встретиться, обрести своё счастье и стать новыми хозяевами большого дома, в который по-прежнему по радостным и грустным событиям, словно птенцы, будут слетаться родные. Название фильма символично, крупица сахара, станет сахарной головою, которая не раз появляется в фильме, когда идет подготовка к свадьбе. Операторская работа, признаная жюри фестиваля лучшей, действительно, впечатляет. Со вкусом подобранные краски, общие планы, где каждый герой всякий раз на своём месте, даже приём «дрожания» камеры, создающий эффект присутствия, сделан очень талантливо.

Фильмом «Крупица сахара» будет закрыт ретроспективный показ фильмов, он будет показан в кинотеатре «Мир» 30 апреля в 19.00.

Одним словом, организаторы «Эхо казанского международного фестиваля мусульманского кино» сделали всё от них зависящее, чтобы как можно больше казанцев, гостей нашего города и жителей других крупных населенных пунктов Татарстана смогли увидеть фильмы фестиваля мусульманского кино, кино «умного», качественного, «без агрессии и откровенной пошлости». Жаль только, что это «Эхо» слышат немногие, ведь залы во время показов наполняются едва ли наполовину. Боюсь даже предположить, почему?!

, специально для yakazanec.com

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2020. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+