Восьмого сентября в 13.00 в зале № 3 кинотеатра «Родина» будет показан фильм о композиторе — Софии Губайдулиной.
Документальный фильм «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани» выпускника Казанского государственного университета культуры и искусств Степана Белова. Снятый в 2015 году по инициативе казанского Центра современной музыки Софии Губайдулиной (продюсер фильма — Ляйля Гарифуллина), он стал настоящим откровением для организаторов, и будет представлять Татарстан в конкурсной программе XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино. И выбор этот неслучаен. За 50 минут экранного времени создателям картины удалось не только познакомить зрителей со своей героиней – маленькой женщиной с живыми глазами и удивительно подвижными руками и её динамичной, несколько эксцентричной музыкой, но и рассказать о родословной Софии, о её духовном становлении и судьбе, затронуть историю казанского музыкального училища, а также осветить жизнь Казани длиною в век – в фильме использованы уникальные материалы казанской студии кинохроники. Кроме того, фильм о пианистке и композиторе наполнен музыкой. На протяжении всего времени в нём звучат композиции Н.Жиганова, Ф.Листа, С.Сайдашева, И.Брамса, Ф.Куперена, и , конечно же, самой С.Губайдулиной.
На своей малой родине, в далёком татарском селе Байряка, Софии бывать не довелось, но создатели фильма о ней убеждены, что именно здесь лежат истоки её таланта и её побед, ибо отсюда пошёл её могучий род. Его основатель Ибрагим-хазрад переселился сюда и начал с того, что открыл школу, а в 1812 году в центре села выросла каменная двухэтажная мечеть. Сын Ибрагима, Габидулла, прапрадед Софии, унаследовал дело своего отца и основал медресе, которому было дано его имя «Губайдия». От него и пошла фамилия Губайдулиных. Это был исключительно учёный человек, он обучался в Бухаре, Аравии и Индии и был назван в духовных кругах мударисом (профессором), основал династию имамов, и способствовал тому, что село стало одним из духовных центров региона более чем на сто лет. Отец Сонии, Асгат, ровесник революции, получил уже светское образование, выучился на инженера-геодезиста и пользовался огромным авторитетом односельчан. София была третьим ребенком в семье, совсем крошкой она в 1932 году с семье переезжает в Казань, где прошла большая часть жизни будущего композитора. «Я убеждена, что без казанского периода, композитора из меня бы не получилось!»- скажет она впоследствии.
Светлый и целеустремленный человек, Сония Асгатовна, говорит о своей жизни только в превосходной степени. Даже голодные и бедные годы их существования она вспоминает с благодарностью к отцу. Тому стоило сделать только один шаг, вступить в коммунистическую партию, чтобы материальное положение семьи коренным образом изменилось. Но он понимал, что в то время членство в партии означало «поднять руку за убийство» и всячески избегал такого пути. «Я благодарна за чистоту и любовь, которые отец и мать смогли сохранить. Чистота и любовь – две вещи, которые я с детства ценю в людях превыше всего!»- сознаётся героиня фильма. Второй, после семьи, удачей в своей жизни композитор считает появление в их доме рояля. «Открытый рояль создавал впечатление театра, храма, — говорит она с экрана, — но самое главное, рояль стал источником мира звуков, которые я самостоятельно могла извлекать». В детской музыкальной школе по классу фортепиано, девочка довольно быстро охладела к тем детским пьескам, которые дают преподаватели начинающим музыкантам. Под видом домашнего задания она играла свои импровизации. Но к осознанному сочинительству София пришла далеко не сразу. Школа Л.Г. Луковского и Г.М. Когана в годы обучения в казанской консерватории дали ей великолепную пианистическую подготовку, а уроки Н.П.Жиганова, Л.С. Лемана, поддержали и развили в ней интерес к композиции. Конфликт между талантом пианистки и стремлением к написанию музыки – единственное, что омрачало молодость героини. В результате вместе со своим мужем, поэтом Марком Лендо в 1954 году она переезжает в Москву, где отдаёт предпочтение обучению композиции.
Сегодня наша землячка, София Губайдулина, живёт и творит в Германии, где о ней говорят как об уникальном современном композиторе-пророке, способном нести небесные ощущения через человека.
Фильм заканчивается концертом С.А.Губайдулиной для органа и духовых инструментов «Всадник на белом коне», аккорды которого не могут не вызывать гордость за ту землю, которая родила это чудо, землю Татарстана.