В кинотеатре «Мир» совместно с театром «АКТ» был показан фильм самого неоднозначного режиссера современности Ивана Вырыпаева.
Премьера картины «Спасение» в Казани прошла в рамках фестиваля мусульманского кино в прошлом году. Интерес, проявленный к фильму и инициатива театра «Акт», который в последнее время расширил спектр своей деятельности, поставив перед собой цель: знакомить зрителей с выдающимися деятелями современного кино и знаковыми кинокартинами истории и современности, привели к тому, что фильм решено было показать в рамках проекта «Весна российского кинематографа», что вполне оправдано.
Представлявшая фильм кинокритик, художественный руководитель «Кино.Акт», ведущая рубрики обзора киноновинок на радио «Миллениум», Адиля Хайбуллина рассказала, что несмотря на то, что фильм активно начал фестивальную судьбу, до сих пор не сложилось однозначного взгляда на него кинокритиков и киноведов мира.
Фильм завораживает и интригует своей немногословностью. Собственно и событий в нём происходит мало. Молодая польская монахиня направляется в индийский Тибет с какой-то несложной миссией. В пути у неё случается вынужденная остановка, — дорога к католическому храму, куда она направляется, разбита непогодой. Она проводит время в пеших походах по окрестным посёлкам. А в финале оказывается в конечном пункте своего путешествия.
Не раз было замечено, что именно безмолвие заставляет следить за происходящим на экране, затаив дыхание. Около двенадцати минут экранного времени не произносится ни слова. Мы слышим лишь фоновые шумы: звук шагов, рокот двигателя самолёта, шум восточного базара, по узким проходам которого гуляет сестра Анна, вызывая неподдельный интерес местных жителей своим монашеским одеянием. Впрочем, в фильме И.Вырыпаева интригует не только ожидание события, которое вот-вот должно произойти. С первых шагов героини по тибетской земле, мы понимаем, что она очутилась в мире духовно развитых людей и в самой таинственной и загадочной стране всех времен. Судить об этом можно уже по тому, что проводивший монахиню в номер служащий, явно ожидающий чаевых, вполне удовлетворяется лимоном, который Анна ему подаёт.
О героине мы узнаём, что ей 25 лет, большую часть своей жизни она провела в стенах монастыря и, скорее всего, другого пути для себя просто не знала. Вынужденная остановка в пути даёт ей возможность осознать себя и свою жизнь в ином ключе.
Головная боль, тошнота, сбивчивый беспокойный сон – следствия горной болезни, которые испытывает героиня, примиряет с ней зрителя, сбивает налёт святости, исключительности , ставит на один уровень с обычным человеком. Но сама героиня приходит к осознанию этого не сразу. Толчком к переменам послужит случайная встреча и разговор с женщиной на ступеньках буддистского храма. Незнакомка, её играет Каролина Грушка, абсолютная противоположность сестры Анны. Поза её расслаблена, в каждой детали одежды видна небрежная изысканность: защитного цвета, закатанные до колен брюки, сине-красные кроссовки, полосатые носки, намотанный на голову шарф, огромный камень бирюзы на обычном шнурке… Она начинает разговор с простого вопроса: «Как жизнь?» и странного, для слуха монахини, замечания, что она красивая, в ней много сексуальной энергии. Далее следует спокойный диалог, который на первый взгляд напоминает беседу прагматика с романтиком, о том, что люди сравняли себя с пылесосом, они собирают в себя пыль и мусор. Но наступает день, когда «мешок» их переполняется, и тогда они, не находят ничего лучшего, как пойти и вывалить всё его содержимое: на своего духовника, на психолога, на близких, муж на жену, жена на мужа. «Что же делать?» — спрашивает озадаченная сестра Анна. «Отпустить!» — слышит она ответ. И эти просто сказанные слова дают ощущение, что отгадка на вопрос бытия, существования гармонии где-то совсем рядом.
Неслучайный случайный разговор этот меняет и нашу героиню. Впервые Анна выходит к людям, не надев монашеской рясы. В обычном свитере и платке, повязанном на бедрах вместо юбки, она оказывается на балконе отеля, где с ней заговаривает музыкант Чарли из Америки. Ему она признаётся, что впервые в жизни она хочет быть такой, какая она есть.
Последний аккорд мы услышим от героя Ивана Вырыпаева, который снялся фильме в роли фотографа из России. На свой вопрос, что «нового узнала для себя» монахиня Анна в путешествии по Тибету получит короткий, но ёмкий ответ: «Бог есть!»
Обсуждая «Спасение» после показа зрители не пришли к общему знаменателю, о чём этот фильм. Одни восприняли его как сложности адаптации монахини во внешнем мире. На эту мысль навело убеждение Чарли, что внешнее равно внутреннему. Кто-то выделил притчевый характер рассуждений о пылесосе, адресованных новому поколению. Демонстрация естественных чувств героини показала, что высокое и низкое рядом, как рядом удовлетворение от каждого прожитого дня, и духовное развитие и личностный рост. Этот акцент, однако, кого-то мог навести на мысль о «тупиковости» монашеского существования в целом. А появление НЛО в одном из эпизодов подтвердило принцип автора сценария, Ивана Вырыпаева, не раз озвученный в интервью: нужно позволить в своей жизни быть всему, даже чуду. Едины зрители были лишь в одном — фильм заставляет задуматься и одновременно оставляет послевкусие светлой, тихой радости. Активность же молодёжи в обсуждении фильма, сравнение его с кинокартиной Ю.Быкова «Майор», показанной накануне в «Кино.Акт», позволила судить, что идея Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова — создателей театра «Акт», прижилась среди молодёжи, их диспуты обретают своих постоянных участников.
В процессе разговора Адиля Хайбуллина поведала подробности истории создания фильма. Изначально в роли главной героини режиссер видел свою супругу и бессменную героиню всех своих фильмов, Каролину Грушку. Но утвердил не имеющую актёрского образования Полину Гришину. Девушка долгое время работала с Иваном на различных театральных и кино проектах в качестве художника-постановщика. Картина «Спасение» стала для Полины судьбоносной. В Сочи на «Кинотавре» она получила приз за «Лучшую женскую роль». Но это еще не всё. После работы над этой картиной она и американец Казимер Лиск, игравший в фильме музыканта Чарли, поженились. Из фильма был вырезан эпизод разговора самого Вырыпаева с Далай Ламой, чем автор дал возможность зрителю додумать смыслы всего увиденного и услышанного самостоятельно.