Фильм «Трудно быть богом», снятый Алексеем Германом по повести братьев Стругацких пользуется в Казани большим спросом. Залы «Мира» — единственного кинотеатра в городе, принявшего этот фильм, несмотря на неоднозначные отзывы в социальных сетях после предпремьерных показов, — ежедневно заполняются . Неожиданный интерес зрителя к фильму, а соответственно и коммерческий успех, озадачили администрацию кинотеатра и побудили продлить показы на две недели.
Возможно потому, что перед просмотром я уже прочла отзовы критиков, что фильм напичкан грязью, кровью, натуралистическими подробностями, я уже была к этому готова, только человеческие и конские гениталии, горы фекалий, потрохов, трупов и черной слизи — меня не смутили, так как всё увиденное не превзошло мои ожидания. Кроме того, я склонна признавать авторскую волю и художественный умысел мастера мочиться, испражняться, и совокупляться на экране, если это оправдано темой. Главное – это восприятие, а вот кто воспринимает и как, для самого восприятия несущественные моменты.
Еще одной ахиллесовой пятой версии А.Германа поклонники творчества Стругацких называют несхожесть книги и фильма, мол на экране воплощена совсем другая история. Этой категории зрителей хотелось бы задать вопрос: насколько правомерно вменять в вину художнику такого масштаба, как А. Сокуров, А.Тарковский, к которым причисляют и А.Германа, постановку им задачи более сложной, чем создание иллюстрации к книге. Алексей Герман не раз обращался к высокой литературе, но все его фильмы не литературны, они именно кинематографичны. И если представить на мгновение, что ему пришла в голову идея сделать точную экранизацию повести Стругацких, то это также была бы совсем «другая история», ибо как бы живописно и образно не было написано произведение,все равно каждый видит его по своему.
Я тоже дорожу своими читательскими впечатлениями и переживаниями той поры, когда в юности я прочла «Трудно быть Богом», как сагу об инопланетном мире, об иной цивилизации. К слову сказать, режиссер не ушел от сюжета. У братьев Стругацких землянин Антон, заброшенный наблюдателем на чужую планету, носит на голове обруч, с помощью которого историки на Земле видят всё, что происходит на планете. В фильме наблюдателями становятся зрители. Жители Арканара, нет нет, да и говорят в зрительный зал что-то типа: «Ночью погром будет, умников резать будут!»
Чуть позже, когда до моего сознания дошла вся суть сталинских «серых» дел, я прочла повесть как размышление над тем, что бывает, когда к власти приходят кровожадные вожди, для чего они создают охранные армии, почему старательно уничтожают именно «книгочеев», и почему не всякий обвиняемый попадает в «Веселую башню», а без суда и следствия, просто по наговору, доносу, оказывается на виселице, и «неслучайная фигура дона Рэбы» у меня не вызывала сомнений. Но это было вчера. А сегодня я посмотрела фильм Германа о том, как трудно быть Богом — глубочайшие раздумья над судьбой человечества, страны, культуры, цивилизации, мира, размышление о месте и роли Бога в нём. Именно эти размышления делают картину вне времени, а философия фильма относит ее к будущему, и здесь я не могу не признать правоту Л.Ярмольника,сыгравшего главную роль, дона Руматы, в этом фильме который сказал: «Очень хочу надеяться, что эта картина будет принята и понята. И в том, что она для вечности, и в том, что это история мирового кинематографа, — в этом я не сомневаюсь. Я этот фильм называю «Библия от Германа». Это кино — больше, чем кино. Это кино, которое призвано заставить зрителей и всех задуматься о том, как мы живём, зачем мы живём. Не в утилитарном смысле, а в общечеловеческом».
Фильм «Трудно быть богом» имеет многоуровневую, полифоническую структуру, в нем созвучны сразу несколько тем. В нем подняты вопросы, на которые нет ответа, которые каждый решает для себя сам. Кто первичен человек или бог, человек носит Бога в себе или Бог правит человеком, все переплетено, перепутано в образе дона Руматы, потому что для той серой массы, что смотрит на нас с экрана — он Бог, а для себя он только человек.
Бог никогда, ни на минуту, не остаётся один, утром задолго до пробуждения, сквозь сон слышит он перекрикивания слуг, населяющих его замок и не желающих понять, что и Бог, хоть иногда, должен отдыхать. Представьте себе белоснежную рубашку Руматы, едва просунув голову в ворот которой, благородный дон начинает играть удивительную мелодию на саксофоне, прогуливаясь посреди ужасающей грязи и нечистот, и вдумайтесь, легко ли ему «быть чистым и благоухать», если каждый простолюдин готов в любой момент, по делу или нет, вылить на него ушат помоев, чаще не в открытую, а исподтишка. Дав герою стихотворение Пастернака «Гамлет»: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку…», сравнивая его с принцем датским, Герман подчёркивает одиночество главного героя среди людей. Будет в фильме и Офелия, возлюбленная Руматы, девушка странная, с сумасшедшенкой в глазах, появится и череп, то будет череп настоящего Дона Руматы.
Алексей Герман работал над фильмом около 15 лет. Мастер потому и мастер, что очень требователен к себе и к другим. Черно-белый цвет фильма, подчеркивает ужасающую атмосферу в кадре, нагнетает обстановку, а с другой стороны придаёт фильму жанр документальной ленты. Невозможно насмотреться на лица в кадре, одно живописнее другого. Известно, что режиссер и его команда собирали их по всей России: нелепых, одутловатых или не в меру худых, с огромными безумными, часто пустыми глазами или с маленькими щелочками вместо них. Тщательные долгие репетиции дали возможность каждому индивиду этой массы в кадре не наступать на ноги другому, а жить своей, только ему предназначенной жизнью, составляя детально продуманный, нарочитый хаос. Зачастую одновременно зритель слышит сразу несколько голосов, одновременно говорящих людей, создавая «людской» оркестр. Понимание зачем А.Герману понадобилось столько грязи влечет за собой осознание того, что именно Бог становится единственным спасательным кругом для сотен и тысяч людей с их фальшивой моралью.
Приятно, что наш зритель принял талантливую повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом» в исполнении талантливого Алексея Германа, это говорит о том, что зритель у нас неравнодушный, глубокий. В ГБУК РТ «Татаркино» и кинотеатре «Мир» за время показов, звонки, с просьбой перенести время показов на более удобное от желающих увидеть фильм раздавались настолько часто, что сотрудники того и другого учреждения затруднились ответить, когда в последний раз был такой ажиотаж вокруг фильма.
«Показы фильма прошли со стабильной посещаемостью. — сказала начальник фестивального отдела ГБУК РТ «Татаркино» Альбина Нафигова. — Это, даже несмотря на то, что время показа поначалу было не самым удобным. Дело в том, что когда пришёл этот фильм, расписание кинотеатра было уже плотно укомплектованным. Но мы не могли оставить казанского зрителя без этого фильма, еще не ожидая, что спрос оправдает самые смелые прогнозы. Для этого пришлось удлинить график работы кинотеатра, и мы пошли на это. Учитывая пожелания зрителей, в один из выходных, директор «Мира», Александр Ишимов, попытался сделать перестановки в сетке показов на более удобное время, но, к сожалению, возникли технические трудности, и сеансы на пару дней вообще пришлось отменить, к чему многие зрители отнеслись с пониманием. Правда, не все.
По мнению российского киноведа и культуролога, автора и ведущего программы «Культ кино» на телеканале «Культура» К. Разлогова фильм «Трудно быть богом» занял достойное место в культовой троице: «Нимфоманка» Триера, «Жизнь Адель» Кешиша в кино, так называемого, ограниченного проката. Зрительский успех в этом проекте, -продолжает А.Нафигова, — показал, что мы должны и будем прокладывать дорогу к зрительскому успеху такого кино. Очень хочется показать и «Адель», мы приложим все усилия для этого. И обязательно продолжим добрую традицию кинопоказов умного интеллигентного настоящего кино. Кино, которое никак нельзя закусывать попкорном. У него особый зритель, мы им очень дорожим».