Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Четверг, 28 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
19:23, 15 июля 2013

Вечер «Музыки веры» в Кремле


Одним из самых ярких мероприятий в рамках культурной Универсиады стал гала-концерт II Всемирного фестиваля «Музыка веры». Он проходил 7 июля на Пушечной площади Казанского кремля на сцене, сооруженной под открытым небом. Поговорка «яблоку негде было упасть» вполне подходила к определению количества зрителей, собравшихся в этот тёплый воскресный вечер на площади. И, вправду, если бы росла где-то поблизости яблоня, ей некуда было бы обронить своё яблоко, столько было желающих увидеть и услышать этот концерт. Люди сидели на стульях, скамейках, приминали газон, стояли в проходах и по бокам импровизированного зрительного зала. Были даже такие, что расположились на балконе здания, прямо напротив сцены, благо звук в этот вечер был очень хороший, и народ всё прибывал и прибывал.

Фестиваль проходит в Казани всего лишь второй год, имеет своей целью привлечь внимание широкой публики к музыке, апеллирующей к душе, пробуждающей в ней «доброе и вечное». «Если мы нашими концертами, затронем души и сердца хотя бы нескольких человек, это уже можно считать серьёзными инвестициями,- призналась одна из главных организаторов этого уникального проекта, Лада Лабзина, — не зря потраченными бюджетными вложениями, это будет инвестициями в духовную составляющую наших людей. И если кто-то обратиться к этой музыке и начнёт над собой работать, мы сможем считать это нашей победой».

Вечер на высоком уровне провели ведущие – Лейсан Дусаева и Александр Герасимов. Сам гала-концерт был разделён организаторами на несколько блоков. В начале каждого из них ведущие представляли участников и знакомили с историей возникновения направления, о котором должна пойти речь.

Как гимн святости и материнству прозвучала композиция православного блока «Ave Maria», потрясающее меццо сопрано Александры Саульской (Москва), дополненное видеорядом картин, изображающих мадонну с младенцем — работы знаменитых художников — не оставило равнодушных. Блок католической духовной музыки открыли сочинения торжественного и волнующего Иоганна Себастьяна Баха, для которого духовная музыка всю его жизнь была и работой и душевной потребностью. Хором «Пересвет» (Москва) в сопровождении органа был исполнен хорал из кантаты № 140 и Токката ре минор.

Камерный оркестр «Новая музыка» (Казань), хор, орган и ударные инструменты — в таком сочетании были исполнены фрагменты Sanctus, Charge, Benedictus из «Мессы мира» современного американского композитора Карла Дженкинса, — все эти составляющие, а также удачно подобранный видеоряд, — сделали этот номер масштабным, удивительно мощным по силе воздействия, подчекнули мысль автора о неповторимости и потому неприкосновенности каждого человека. Композиции прозвучали как некий посыл прошлых поколений будущим и вызвали гром аплодисментов от благодарных зрителей.

Блок иудейской музыки заставил большинство зрителей смеяться и плакать, он открылся молитвой к единому Богу, уходящей своими корнями во времена пророка Моисея. Её исполненил Государственный камерный хор РТ. Видеоряд в этот момент относил зрителей в безлюдную пустыню к паломникам, что преодолевают свой путь под сильным ветром, символизировали мучения иудеев в мире, где они часто были поставлены вне закона, а бегущее небо — смену времен. Продолжил эту тему клезмерский ансамбль «Симха». Неизменные еврейские скрипки словно оплакивали колонну идущих на смерть людей, изображенных в этот момент на экране видеопроектора.

Руководитель и вокалист известного в Казани ансамбля «Симха», Эдуард Туманский, вышел на сцену со словами: «Вы много слышите повсюду о толерантности, здесь вы можете видеть, как маленький ручеёк еврейской музыки вливается в духовную реку мира!», рассказал хасидскую легенду о ребёнке, который игрой на дудочке поднял к небу молитву умудрённых старцев. Грустные мотивы сменились жизнеутверждающими зажигательными мелодиями, ритм которых зрители поддержали дружными аплодисментами. То была музыка из кинофильма «Список Шиндлера», «Я се шалом» и др. Пожалуй, только еврейской музыке свойственно внезапно обрывать задорный напев, от которого ноги сами рвутся в пляс, своеобразной протяжной грустинкой, заставляющей замирать сердце, но потом вновь взрываться и нарастать весёлым ритмом, зовущим к жизни вопреки всем невзгодам.

Гормонические песнопения в стиле русских и греческих традиций представил на гала-концерте вокальный квартет «Святоглас» из Болгарии. Ансамбль очень любим на родине. Их уникальное духовное пение в стиле фолк, их музыку, страстную, порывистую, не спутаешь ни с какой другой. Создавалось ощущение, что квартет своим пением открывают зрителям воздушный, космический канал к Богу. Забавно была исполнена «кидка» – старинное двухголосное пение, напоминающее диалог. «Казань – столица спорта и музыки, — сказал лидер квартета, — а музыка – это язык, который все понимают!» На десерт своего выступления квартет исполнил русскую народную песню «Что стоишь качаясь, тонкая рябина», которую с энтузиазмом подхватили зрители концерта, певцы выучили её специально перед приездом в Казань.

Украшением вечера стало выступление замечательной этнической певицы Севары Назархан (Узбекистан). Севара своим появлением произвела эффект взмывшей в небо звезды. Это совершенно удивительная женщина: неброская, маленькая, одетая в стильное, но чрезвычайно скромное платье, она была олицетвореньем настоящей восточной женщины, заплети косы, надень на неё цветастое платье и не отличишь её от сотен других молодых узбекских женщин, и в то же время есть в ней удивительная харизма, цельность и загадка. Во время пения она была похожа то на птицу, с поднятыми к небу руками-крыльями, то раскрывалась и сворачивалась подобно тюльпану, сильный голос её звучал, то тревожно, то нежно, то тихо, то неистово, но всякий раз был словно голосом нутра, души. Сильное впечатление произвели в её исполнении знаменитые композиции “YolBolsin” и “Sen”, но настоящим подарком, тронувшим самые тонкие струны души, стал романс «Там нет меня».

Отдельный блок концерта был посвящён Луи Армстронгу – гениальному джазмену, чье творчество выросло на основах американской духовной музыки — спиричуэлсах, госпелах. Музыка прозвучала в исполнении «Академик Бэнд» и вокальной группы «Госпел» (Ульяновск). В буквальном смысле «зажег» публику солист Олег Зисер. Несколько песен исполнила участница программы «Голос» Иделия Мухаметзянова, девушка весьма занятная, попавшая в концерт как бы «проездом», но с действительно впечатляющим вокалом.

В прологе участники концерта исполнили несколько самых ярких композиций группы «Битлз».

Концерт вопреки ожиданиям организаторов, что большая часть зрителей покинет Пушечную площадь с наступлением темноты и началом работы цирка Дю Солей по соседству в парке Универсиады, продлился около трёх с половиной часов и до последнего его аккорда площадь была полна. Закончился он на высокой ноте, зрители долго благодарили участников и организаторов фестиваля аплодисментами.

, специально для yakazanec.com

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+