Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
Пятница, 29 марта 2024 16 +  RSS  Письмо в редакцию
22:30, 12 июня 2018

ГЕННАДИЙ ПРЫТКОВ: БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ


…Мужчина, который только что сидел на террасе большого дома, сконструированной в глубине сцены, с видом хозяина жизни на поверку оказывается бывшим хорошим наездником.  За это хозяин дома, Доминико, большой любитель скачек, оставил его у себя. В доме ему назначена роль личного управляющего хозяина, но по сути поверенного в любовных делах.  В момент, когда сцена быстро наполняется домочадцами и между супругами разгорается ссора, поделившая присутствующих на два лагеря, он оказывается за спиной Доминико. В ответ на требование хозяина немедленно подать пистолеты, чтобы застрелить жену, Альфредо прошепелявит: «Вы шами велели шнести их в ремонт»… 
Но самое интересное в этой сцене, та метаморфоза, что происходит с героем Геннадия Прыткова. Спокойствие на его лице стирается, подобно надписи мелом со школьной доски, в момент, когда разгневанный хозяин обращается к нему. Рассеянность сменяется гримасой страха, покорности и подобострастия. Лицо внезапно краснеет, голова клонится на бок, очки съезжают на кончик носа, ноги подгибаются в коленях, а руки начинают нервно мять кончик газеты, той самой, которую он несколько минут назад читал, безмятежно развалившись в кресле. От каждого взгляда Доминико, впрочем, и впрямь извергающего молнии, он отшатывается, как от выпада рапиры. Всё его существо – иллюстрация фразы, которую он произнесёт в середине действия: «Я не в счёт!» 

Альфредо Аморозо, персонаж спектакля «Брак по-итальянски»

Глядя на его игру на сцене, трудно поверить, что всё это один человек, но в какой бы роли он не был,  хочется, не отрываясь, смотреть как он держится, как говорит, следить за тем, как меняются его состояния! Но, пожалуй, более всего импонирует в нём душевная отзывчивость, доброта, которая видна при личном общении, и которую  я ценю больше таланта, ибо считаю, что гений и злодейство несовместимы. 

Народный артист России, народный артист Татарстана, Лауреат Гос.премии РТ. Актёр театра им.В.Качалова Геннадий Николаевич Прытков.  

На вопрос, что для него театр, он отвечает, почти не задумываясь: «Чудовище!» и добавляет через паузу: «Прекрасное чудовище!» 

Геннадий Николаевич родился вскоре после Отечественной войны, в 1948 году в селе Левашово Алексеевского района Татарской АССР. Детство у него ассоциируется с запахом свежеиспеченного хлеба, который он несёт домой из сельского магазина. А ещё с большими, теплыми ладонями родного человека – дяди, старшего брата матери, — отрывающие его от земли и сажающие его, мальчишку,  на колени. Особым чувством защищенности веяло от этих сильных рук.  Неповторимым, потому что во взрослой жизни этого чувства уже не было почти никогда. Театр – место, требующее полной отдачи, железной дисциплины и самоорганизации, но не дающее в ответ никаких гарантированных привилегий.  

Артистом Геннадий стал почти случайно. Мечтал стать детским врачом.  «Мне кажется, у меня получилось бы!» — с улыбкой признается он. Но учительница литературы своим замечанием: «Из тебя выйдет хороший артист, Прытков!» — решила судьбу своего ученика.  Сегодня уже трудно понять что точно,  чувство ли благоговения перед педагогом, или юношеское пылкое неравнодушие к красивой женщине, привели его к дверям театрального института.  Поступил легко, учился с удовольствием. Позже, встретив учительницу в театре, и с трудом узнав в пожилой даме прежнюю красавицу, он задал ей вопрос «почему», на который она не смогла найти ответ, просто угадала чутким женским сердцем его предназначение…  

Актёрская судьба Геннадия Прыткова отличается завидным постоянством. Всю жизнь он играл и играет в одном театре. Менялись режиссеры, кого-то из них он вспоминает с грустью, кого-то, хмурясь, но они приходили и уходили, он – оставался.  

Правда, были попытки выйти из света софитов в свет прожекторов — кинематографа. Бывший студент, Владимир Попов, пригласил сыграть в своём фильме «Доброй ночи» роль Доброго человека.   

Актёр не любит вспоминать об этом, считая эту единственную попытку неудачной. Между тем, его Добрый человек говорит очень мудрые вещи, к которым собственно и приходит, только своим путём, наделав много ошибок, главный герой картины. Пигмалион двадцатого века, тот влюбляется в образ, который приходит к нему во сне. Поверив в существование прекрасной незнакомки из грёз,  он оставляет жену с маленьким сыном, отправляясь на поиски  истинного счастья.

В этот момент в жизни покинутой женщины появляется Добрый человек. Он просто садится рядом на скамейке в парке, и предлагает свою помощь, которую она принимает в штыки.  «Если человек хочет сделать добро, разве в этом есть что-то неприличное?! Иногда бывает так, что сделать доброе дело — это единственный шанс, чтобы выжить!» — говорит герой Прыткова. Добрый человек имел историю, в автокатастрофе  он потерял всех близких и остался «один на целом свете». Актёр говорит об этом бесстрастно.  Но во всём его облике: в заячьей шапке и демисезонном, среди зимы, пальто, в воротник которого он постоянно пытается спрятать лицо, в огромных, бездонных глазах, даже в самой попытке разговора, — возникал обобщенный образ неизбывного одиночества человека и невозможности преодолеть эту неприкаянность, отделённость от мира. 

Словом, назвать роль  в кино провальной для Геннадия Николаевича никак нельзя. Другое дело,  идея молодого режиссера походила на раннюю попытку человека взлететь.  От земли оторвался, но небес не достал — достойная внимания и философского осмысления идея, получила фантазийное решение, что и не позволило таланту  актёра раскрыться в полной мере.  Досадным, можно считать и тот факт, что на съемочной площадке Геннадий Николаевич был очень короткое время и не успел познакомиться с  тогда уже известными артистами. Опус Попова имел звёздный состав: Нина Русланова, Дмитрий Харатьян, Александр Пеньков. Его партнёром по сцене, которая позже не вошла в фильм, был лишь Евгений Матвеев. Маститый киноактёр тогда резко оборвал новичка, привыкшего к сцене актёра, посетовав на излишнюю «театральность».  

Сегодня в родном театре актёр востребован, как никогда. Его герои чаще всего лишены привлекательности, но почему-то в его исполнении обретают глубину и неоднозначность. Чего стоит его генерал в спектакле А.Славутского по киносценарию Ираклия Квирикадзе «Американская шлюха или путешествие по России с папой-алкоголиком». Действие происходит в годы репрессий, Колошин – генерал НКВД,  чудовище, обожающее оперное пение и пожирающее девушек, талантливо исполняющих оперные арии. Он и внешне производит впечатление разнузданного типа, не привыкшего подвергать анализу собственные желания, испорченного вседозволенностью и безнаказанностью. Но, несмотря на то, что  Прытков «подает»  зрительному залу своего героя со всем натурализмом, он в первую очередь играет человека своего поколения, глубоко советского,  прошедшего через гипноз идеологии.  Его Генерал хоть и циничен, и развращен властью над людьми, все же, по-своему, притягателен, не случайно подруга главной героини пригрелась возле его персоны, и служит ему без особых усилий.  Есть в его немногословном персонаже и некая сердечная распутица, не дающая ему обрести душевное равновесие. Подавляя, он не любит подавленных, не пытающихся вырваться из  плена его паутины. Куда милей ему, падшая, но несломленная Соня Филиппова.  

На вопрос как это у актёра получается, Геннадий Николаевич отвечает, что старается любить своих героев, со всеми их недостатками и человеческими слабостями, «влезть в их шкуру», и если не оправдать их бесчинства, то хотя бы понять мотивы их поступков. 

Талантливый человек, Геннадий Прытков оказался еще и хорошим учителем. Много лет  учил ребят, пришедших в институт культуры, не только актёрскому мастерству, но и жизни. Бывшие птенцы их с Ириной Чернавиной гнезда до сих пор не теряют с ними связей, пишут, поздравляют, признаются в вечной любви и с удовольствием читают книжку маленьких рассказов своего учителя, которую тайно издал сын Артем к его семидесятилетию.  

Сегодня ученики уже не те, сетует Геннадий Прытков,  не могут они безоглядно заниматься с утра до вчера, отдавая все силы театру, боготворя его. Сегодняшний студент поставлен в такие условия, что вынужден угадывать, просчитывать своё будущее, быть прагматиком, а не романтиком. 

На любимый вопрос автора этой статьи: «Какие качества актёра он, Геннадий Прытков, хотел бы занести сегодня в «Красную книгу» как исчезающие», ответ был таков: «Умение БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ на сцене. Нынешний актер может многое — петь, танцевать, совершать головокружительные трюки, а вот ЖИТЬ на сцене так, как это умели Смоктуновский, Ульянов, Гундарева, Фрейндлих, увы, разучились…» 

«Любые перемены сопровождаются болью. 
Если ты не чувствуешь боли, значит ничего не изменилось», — считает американо-австрийский актёр и режиссер Мэл Гибсон. Пришлось пережить эту боль и Геннадию Николаевичу. Эта боль – отлучение от преподавания. Дело в том, что по законам нашего времени, не имеет права преподавать тот, кто не получил в своё время соответствующего диплома, дающего право на педагогическую деятельность.  Метастазы бюрократии социализма настигли нас в XXI веке — опыт со счетов сброшен,  а отсутствие диплома так долго не интересовало «чиновников от культуры», что он успел привыкнуть к роли учителя.  

В перестроечные девяностые, когда рушилось всё и «денег в театре не платили», отсутствие диплома режиссера не помешало им с сыном Артемом создать свой театр. Название его было созвучно времени – «99», но не имело ничего общего с ним. Исходило от количества мест в маленьком частном театре. Произведения ставили серьезные, имели своего зрителя, имена его и Ирины Чернавиной в театральной среде были на слуху, но быть режиссером – миссия куда более трудная, чем актёрская, ведь актёр отвечает за себя и совсем немного за партнера, а режиссер отвечает за всех.  

Но этот опыт привил Геннадию Прыткову способность восхищаться талантом других режиссеров, и надо сказать, на вопрос о его кумирах он называет лучших, крупные режиссерские личности: Додин, Фокин, Ефремов… «Был однажды в Петербурге, посмотрел «Гамлета» в Александринке и долго, потрясенный, не мог прийти в себя! – говорит актер, — Состояние озноба охватило все мое существо — я открыл Режиссера (Валерий Фокин), способного современным театральным языком рассказать, может быть, о самом главном в нашей жизни — увы, в ней нет места Чести, а есть в ней лишь место коварству и заговору!» И это тоже своего рода талант – уметь восхищаться так искренне и радостно, как Геннадий Николаевич. 

Александра Славутского – режиссера, ставшего уже эпохой Качаловского, он ценит за то, что тот «создал ИНОЙ качаловский театр, театр глубоко авторский, почти исповедальный. Театр, наполненный острой и яркой формой. Театр, выражающий мысли, тревожащие и радующие самого Мастера». 

Удачей для него было поработать с режиссером, приглашенным в театр для постановки шекспировской «Укрощение строптивой». Где Прытков играл Гремио, одного из претендентов на руку Бьянки. Красивым эффектно сделанным номером, настоящим аттракционом была сцена с Гортензио, где Илья Петров в этой роли произносит длинный монолог о том, что, соединив судьбу с Люченцио, Бьянка разбила его сердце. В доказательство своих слов, он делает вид, что   вырывает сердце из груди, и оно пульсирует в его ладони. Комичность молча внимающего  Гремио (Геннадий Прытков) трудно передать. Вся его меланхоличная поза — опущенные плечи, вытянутая шея, поджатые в коленях ноги, взгляд исподлобья и опущенные уголки губ, — само разочарование и обида. Гортензио в экстазе бросает сердце в сторону Гремио, а тот, поймав невидимый предмет, тут же брезгливо выбрасывает его с  ворчанием-стоном: «нам это не надо!»… Его очарование — очарование актёра и условных приёмов игры, большого внешнего мастерства. 

Под занавес: открою секрет. Наша встреча с Геннадием Николаевичем была посвящена семидесятилетию со дня его рождения. И она тем более знаменательна, что свой юбилей артист застал не в образе увенчанного лаврами старца, а полного творческой энергии, неутомимого труженика театра, от которого мы вправе ожидать еще многих и многих ролей… 

…Только одну, самую заветную, есть у каждого актёра такая, он считает, ему уже не сыграть. Это князь Мышкин в «Идиот» Достоевского. «Сейчас уже поздно об этом даже мечтать, но как-то понятен мне этот герой. Понятен своей неуместностью в жизни. Может быть, это от того, что сам всю жизнь пытаюсь приспособиться к ее реалиям и не очень-то это у меня получается»,- улыбается Актёр.

Фотографии  предоставлены театром

Об авторе: Ирина Ульянова


Рейтинг@Mail.ru

© 2024. Информационный портал "Я Казанец". При использовании материалов сайта гиперссылка на yakazanec.com обязательна. Ресурс может содержать материалы 16+